Главная страница Транспортная травма Механизм транспортной травмы
26 | 03 | 2023
Судебная медицина


Механизм транспортной травмы PDF Печать E-mail

Механизм транспортной травмы

Под механизмом травмы следует понимать последовательность пе­ремещения тела в пространстве согласно законам механики, сопровож­дающегося чередованием различных видов травматических воздействий (удара, удара-сотрясения, трения, сдавления, растяжения), вызывающих типичные для каждого из них механические повреждения. Механизм трав­мы позволяет объяснить характер и локализацию повреждений, детализи­ровать положение, позу, членорасположение участника, его действия, место нахождения на и в транспортном средстве, вид, вариант и подвариант травмы. Решение вопроса о механизме травмы основывается на законах меха­ники, физики твердого тела, учете мест фиксации участников транспортного происшествия. На механизм травмы влияют место приложения силы — вы­ше, ниже или в стороне от центра тяже­сти тела человека и транспорта, посту­пательное движение вперед или назад и удаленность от центра оси, вызываю­щего вращение.

Оси тела образуются пересечением двух условных анатомических плоско­стей, используемых для описания обла­стей и местоположения (топографии) внутренних органов (рис. 196). Эти плос­кости делят тело человека на симмет­ричные части. Сагиттальная плоскость разделяет тело на левую и правую по­ловины, горизонтальная пересекает его поперечно, разделяя головной и хво­стовой отделы, фронтальная делит тело на передний и задний отделы. Пе­ресекаясь, две плоскости образуют ось вращения или ось симметрии.

Анатомические оси и плоскости тела человека. ОС - вертикальная ось; ТД - горизонтальная; КР - сагиттальная; П1-З - сагиттальная плоскость; П2-Л - фронтальная плоскость; П3-Г - горизонтальная плоскость (по Н.С. Бокариусу, 1930)

Пересечение фронтальной и сагит­тальной плоскостей образует верти­кальную ось. Вращение тела вокруг нее происходит строго в горизонталь­ной плоскости. Пересечение горизон­тальной и сагиттальной плоскостей образует сагиттальную ось. Вращение тела осуществляется во фронтальной плоскости. Пересечение фронталь­ной и горизонтальной осей образует поперечную ось, позволяющую осу­ществлять вращение в сагиттальной плоскости.

Вокруг вертикальной оси происходит круговое движение и повороты конечности внутрь и кнаружи, вокруг сагиттальной — наклоны в сторону, отведение и приведение конечностей, вокруг поперечной — наклоны впе­ред и назад, сгибание и разгибание.

Место приложения силы относительно центра тяжести определяет на­правление движения и перемещения транспорта и тела человека после столкновения, их вращение относительно осей, положение и взаимораспо­ложение после происшедшего.

Центр тяжести — точка, к которой приложена равнодействующая веса тела. Он является центром вращения. У человека центр тяжести располо­жен на уровне 4-го поясного позвонка. От удара выше центра тяжести тело вращается вокруг горизонтальной оси и человек падает вперед, от удара ниже — назад, в стороне — вращение происходит вокруг верти­кальной оси.

При определении механизма травмы необходимо помнить, что верхняя половина тела тяжелее нижней, а изменение положения устойчивого рав­новесия вызывает падение, сопровождающееся ударом головой.

Для установления механизма травмы важно найти места первичного и последующих приложений сил от ударов о преграды, детали мотоцикла и дорогу, выявить повреждения, возникшие под действием сил инерции и силы тяжести, приведших к перемещению тела человека, уточнить, вок­руг какой из осей (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной) вра­щалось тело участника, определить направление удара, угол контакта пост­радавшего с транспортом, преградой, дорогой. Устанавливая механизм травмы, учитывают места фиксации участников ДТП.

Сделать вывод о месте первичного контакта транспорта в случаях стол­кновения с различными преградами эксперт не может без изучения прото­колов осмотра места ДТП и транспорта.

При столкновении транспорта с человеком, падении и опрокидывании транспорта места первичного и последующих контактов с транспортом, дорогой, а также действия сил, вызвавших перемещение тел участников, выявляются по локализации, характеру и высоте расположения поврежде­ний на телах пострадавших. От удара, нанесенного ниже центра тяжести тела, человек падает в сторону, противоположную месту первичного при­ложения силы, а от удара выше центра тяжести его тело перемещается в направлении действующей силы. На направление перемещения тела так­же оказывают влияние направление (центральное или нецентральное) и угол удара (прямой или косой). Центральный и нецентральный прямые удары перемещают пострадавшего по направлению движения транспорта, а центральный и нецентральный косые — в одну из сторон. Кроме того, нецентральный прямой удар, нанесенный в стороне от сагиттальной оси, вызывает вращение тела вокруг вертикальной оси, и падение пострадавше­го в одну из сторон. При столкновении передней поверхности транспорта с преградами (центральный прямой удар) и резком его торможении под действием центростремительной силы возникает поступательное движе­ние и участники ДТП перемещаются вперед. Нецентральные удары, кроме действия центростремительной силы, обусловливающей передвижение вперед, сопровождаются вращением и косым ударом в стороне от места первичного удара. Центробежная сила и вращательный момент вызывают падение человека в одну из сторон. В этих случаях повреждения образуют­ся вследствие удара и скольжения по дороге.

При опрокидывании транспорта под действием силы тяжести повреж­дения возникают от удара и последующего сдавления деталями транспо­рта. Вращение тела вокруг оси определяется по локализации и высоте расположения повреждений, нанесенных первичным ударом.

Угол контакта пострадавшего с преградой, транспортом, а также доро­гой устанавливается по расположению, высоте, характеру, объему, площа­ди и массивности повреждений.

Повреждения, нанесенные центральным прямым ударом, обширны, но ограничены определенной областью, массивны, немногочисленны, лока­лизуются вблизи центральной линии тела пострадавшего, а центральным косым — таковые менее массивны в сравнении с предыдущими, но количе­ство и площадь их больше и располагаются они в стороне от центральной линии тела. Повреждения, вызванные нецентральным прямым ударом, множественны, разнообразны, массивны, обширны, односторонни, нецен­тральным косым — поверхностны, необширны, немногочисленны, одно­сторонни.

«Приземление» под острым углом проявляется обширными поверхно­стными повреждениями на передней поверхности тела; под тупым — мас­сивными на задней его поверхности; под прямым — ограниченными, еди­ничными повреждениями или на передней, или на задней поверхностях тела, что объясняется смещением центра тяжести тела в момент приземле­ния. Последовательность действий эксперта в случаях определения меха­низма травмы отражена в рисунках (см. прил. А).

От правильного решения вопроса о механизме травмы зависит ответ на главный вопрос — вопрос о месте нахождения участника транспортного происшествия. Он решается на основании знания мест фиксации водителя и пассажиров, конструктивных особенностей транспортных средств (вне­шних и внутренних), оценки расстояния между деталями транспортных средств и участниками, контактировавшими с ними, наличия средств пас­сивной безопасности, которыми оборудовано данное транспортное сред­ство, расположения точек приложения силы на наружных поверхностях транспорта и его салона, характера и площади контактирующих предметов. При этом необходимо учитывать направление движения транспортных средств, уточнить место первичного контакта транспорта с преградами, выявить силы, приведшие к перемещению тела участника, установить ме­ханизм травмы, учитывать внимание водителя, сопоставить характер, осо­бенности, локализацию, высоту и площадь каждого повреждения или нало­жения с таковыми на транспорте и механизмом травмы у каждого из участников в отдельности и совокупности.

Решение перечисленного основывается на законах формальной и диа­лектической логики, применении методов аналогии, индукции и дедукции.

Знание конструктивных особенностей транспортных средств позволяет сопоставить повреждения на одежде, обуви и головных уборах, теле с расположением деталей транспорта, повреждениями и наложениями на них, что в свою очередь, наряду с установлением места первичного контак­та на транспорте, преградах, оценкой следов на дороге позволит высказать мнение о силах инерции, тяжести или их сочетаниях, приведших участни­ков к поступательному или вращательному движению, и определить меха­низм травмы.

Учет мест фиксации участников в салоне, кабине, на мотоцикле, в его коляске дает критерии для объяснения характера, площади и высоты распо­ложения повреждений на теле пострадавших, а также механизма травмы.

У водителей автотранспорта местами фиксации являются: ступни ног, опирающиеся на педали и пол; кисти рук — о руль; спина, ягодицы и бед­ра — контактирующие соответственно со спинкой и сидением; грудь — с ремнями безопасности; у водителей мотоцикла — ступни ног, манипули­рующие с педалями и рычагами управления; внутренняя поверхность бе­дер — с топливным баком и подколенниками; ягодицы — с раздельным седлом, ягодицы и бедра — с седлом-подушкой; кисти рук — с рулем мотоцикла.

У пассажиров автотранспорта — ступни ног, опирающиеся о пол, спи­на, ягодицы и бедра, контактирующие с сиденьем, грудь — с ремнями безопасности, у пассажиров заднего сиденья мотоцикла — ноги, опираю­щиеся на подножки, ягодицы, контактирующие с седлом — у мотоциклов с седлом-подушкой и раздельными седлами, руки, удерживающие ручку заднего седла, у пассажира коляски — ноги, упирающиеся в подножку коляски мотоцикла, и руки — в ручку, спина и ягодицы, контактирующие со спинкой и сиденьем.

Кроме того, для объяснения расположения повреждений по поверхнос­тям, сторонам и уровням тела, их характера крайне важно знание внешних и внутренних особенностей конструкции данного транспорта, в том числе и наличие ремней безопасности у легковых автомобилей, которые тормозят движение вверх и вперед.

Неправильно подогнанные ремни причиняют дополнительные повреж­дения, по локализации которых судят о месте нахождения участника ДТП.

При определении места нахождения участников ДТП важно правильно установить направление и угол удара по повреждениям наружных и внут­ренних деталей транспорта, одежде, обуви и теле для оценки повреждений и определения механизма травмы.

Расстояние между деталями транспортных средств обусловливает путь, пройденный телом, силу удара, глубину повреждений, места первичных и последующих приложений сил во время преодоления расстояния в мо­мент катапультирования и соприкосновения с крышей, спинками сидений, боковыми стенками салона, лобовым стеклом, ветровым щитком водителя­ми и пассажирами переднего сиденья. Кроме того, необходимо учитывать телосложение, вес и рост пострадавшего.

Устанавливая местонахождение участника ДТП, эксперт должен по­мнить, что водитель, контролирующий дорожную ситуацию и манипулиру­ющий педалями и рычагами управления, всегда более активен, внимателен и собран, чем другие участники ДТП, в связи с чем он, как правило, получает меньший объем повреждений. Однако исходить только из этого положения нельзя. Необходимо также учитывать вид, вариант и подвариант травмы, объясняющие характер, локализацию и уровень расположения повреждений у каждого из участников ДТП. Последовательность действий эксперта при установлении места нахождения участников ДТП представле­на в прил. Б.

Приложение А

Установление механизма травмы у участников ДТП.1

Установление механизма травмы у участников ДТП.2

Установление механизма травмы у участников ДТП.3

Установление механизма травмы у участников ДТП.4

Установление механизма травмы у участников ДТП.5

Установление механизма травмы у участников ДТП.6

Приложение Б

Определение места нахождения участников ДТП.1

Определение места нахождения участников ДТП. 2

Определение места нахождения участников ДТП. 3

Определение места нахождения участников ДТП. 4

Определение места нахождения участников ДТП. 5

Определение места нахождения участников ДТП. 6

 

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы