Механизм транспортной травмы |
![]() |
![]() |
![]() |
Механизм транспортной травмы
Под механизмом травмы следует понимать последовательность перемещения тела в пространстве согласно законам механики, сопровождающегося чередованием различных видов травматических воздействий (удара, удара-сотрясения, трения, сдавления, растяжения), вызывающих типичные для каждого из них механические повреждения. Механизм травмы позволяет объяснить характер и локализацию повреждений, детализировать положение, позу, членорасположение участника, его действия, место нахождения на и в транспортном средстве, вид, вариант и подвариант травмы. Решение вопроса о механизме травмы основывается на законах механики, физики твердого тела, учете мест фиксации участников транспортного происшествия. На механизм травмы влияют место приложения силы — выше, ниже или в стороне от центра тяжести тела человека и транспорта, поступательное движение вперед или назад и удаленность от центра оси, вызывающего вращение. Оси тела образуются пересечением двух условных анатомических плоскостей, используемых для описания областей и местоположения (топографии) внутренних органов (рис. 196). Эти плоскости делят тело человека на симметричные части. Сагиттальная плоскость разделяет тело на левую и правую половины, горизонтальная пересекает его поперечно, разделяя головной и хвостовой отделы, фронтальная делит тело на передний и задний отделы. Пересекаясь, две плоскости образуют ось вращения или ось симметрии.
Пересечение фронтальной и сагиттальной плоскостей образует вертикальную ось. Вращение тела вокруг нее происходит строго в горизонтальной плоскости. Пересечение горизонтальной и сагиттальной плоскостей образует сагиттальную ось. Вращение тела осуществляется во фронтальной плоскости. Пересечение фронтальной и горизонтальной осей образует поперечную ось, позволяющую осуществлять вращение в сагиттальной плоскости. Вокруг вертикальной оси происходит круговое движение и повороты конечности внутрь и кнаружи, вокруг сагиттальной — наклоны в сторону, отведение и приведение конечностей, вокруг поперечной — наклоны вперед и назад, сгибание и разгибание. Место приложения силы относительно центра тяжести определяет направление движения и перемещения транспорта и тела человека после столкновения, их вращение относительно осей, положение и взаиморасположение после происшедшего. Центр тяжести — точка, к которой приложена равнодействующая веса тела. Он является центром вращения. У человека центр тяжести расположен на уровне 4-го поясного позвонка. От удара выше центра тяжести тело вращается вокруг горизонтальной оси и человек падает вперед, от удара ниже — назад, в стороне — вращение происходит вокруг вертикальной оси. При определении механизма травмы необходимо помнить, что верхняя половина тела тяжелее нижней, а изменение положения устойчивого равновесия вызывает падение, сопровождающееся ударом головой. Для установления механизма травмы важно найти места первичного и последующих приложений сил от ударов о преграды, детали мотоцикла и дорогу, выявить повреждения, возникшие под действием сил инерции и силы тяжести, приведших к перемещению тела человека, уточнить, вокруг какой из осей (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной) вращалось тело участника, определить направление удара, угол контакта пострадавшего с транспортом, преградой, дорогой. Устанавливая механизм травмы, учитывают места фиксации участников ДТП. Сделать вывод о месте первичного контакта транспорта в случаях столкновения с различными преградами эксперт не может без изучения протоколов осмотра места ДТП и транспорта. При столкновении транспорта с человеком, падении и опрокидывании транспорта места первичного и последующих контактов с транспортом, дорогой, а также действия сил, вызвавших перемещение тел участников, выявляются по локализации, характеру и высоте расположения повреждений на телах пострадавших. От удара, нанесенного ниже центра тяжести тела, человек падает в сторону, противоположную месту первичного приложения силы, а от удара выше центра тяжести его тело перемещается в направлении действующей силы. На направление перемещения тела также оказывают влияние направление (центральное или нецентральное) и угол удара (прямой или косой). Центральный и нецентральный прямые удары перемещают пострадавшего по направлению движения транспорта, а центральный и нецентральный косые — в одну из сторон. Кроме того, нецентральный прямой удар, нанесенный в стороне от сагиттальной оси, вызывает вращение тела вокруг вертикальной оси, и падение пострадавшего в одну из сторон. При столкновении передней поверхности транспорта с преградами (центральный прямой удар) и резком его торможении под действием центростремительной силы возникает поступательное движение и участники ДТП перемещаются вперед. Нецентральные удары, кроме действия центростремительной силы, обусловливающей передвижение вперед, сопровождаются вращением и косым ударом в стороне от места первичного удара. Центробежная сила и вращательный момент вызывают падение человека в одну из сторон. В этих случаях повреждения образуются вследствие удара и скольжения по дороге. При опрокидывании транспорта под действием силы тяжести повреждения возникают от удара и последующего сдавления деталями транспорта. Вращение тела вокруг оси определяется по локализации и высоте расположения повреждений, нанесенных первичным ударом. Угол контакта пострадавшего с преградой, транспортом, а также дорогой устанавливается по расположению, высоте, характеру, объему, площади и массивности повреждений. Повреждения, нанесенные центральным прямым ударом, обширны, но ограничены определенной областью, массивны, немногочисленны, локализуются вблизи центральной линии тела пострадавшего, а центральным косым — таковые менее массивны в сравнении с предыдущими, но количество и площадь их больше и располагаются они в стороне от центральной линии тела. Повреждения, вызванные нецентральным прямым ударом, множественны, разнообразны, массивны, обширны, односторонни, нецентральным косым — поверхностны, необширны, немногочисленны, односторонни. «Приземление» под острым углом проявляется обширными поверхностными повреждениями на передней поверхности тела; под тупым — массивными на задней его поверхности; под прямым — ограниченными, единичными повреждениями или на передней, или на задней поверхностях тела, что объясняется смещением центра тяжести тела в момент приземления. Последовательность действий эксперта в случаях определения механизма травмы отражена в рисунках (см. прил. А). От правильного решения вопроса о механизме травмы зависит ответ на главный вопрос — вопрос о месте нахождения участника транспортного происшествия. Он решается на основании знания мест фиксации водителя и пассажиров, конструктивных особенностей транспортных средств (внешних и внутренних), оценки расстояния между деталями транспортных средств и участниками, контактировавшими с ними, наличия средств пассивной безопасности, которыми оборудовано данное транспортное средство, расположения точек приложения силы на наружных поверхностях транспорта и его салона, характера и площади контактирующих предметов. При этом необходимо учитывать направление движения транспортных средств, уточнить место первичного контакта транспорта с преградами, выявить силы, приведшие к перемещению тела участника, установить механизм травмы, учитывать внимание водителя, сопоставить характер, особенности, локализацию, высоту и площадь каждого повреждения или наложения с таковыми на транспорте и механизмом травмы у каждого из участников в отдельности и совокупности. Решение перечисленного основывается на законах формальной и диалектической логики, применении методов аналогии, индукции и дедукции. Знание конструктивных особенностей транспортных средств позволяет сопоставить повреждения на одежде, обуви и головных уборах, теле с расположением деталей транспорта, повреждениями и наложениями на них, что в свою очередь, наряду с установлением места первичного контакта на транспорте, преградах, оценкой следов на дороге позволит высказать мнение о силах инерции, тяжести или их сочетаниях, приведших участников к поступательному или вращательному движению, и определить механизм травмы. Учет мест фиксации участников в салоне, кабине, на мотоцикле, в его коляске дает критерии для объяснения характера, площади и высоты расположения повреждений на теле пострадавших, а также механизма травмы. У водителей автотранспорта местами фиксации являются: ступни ног, опирающиеся на педали и пол; кисти рук — о руль; спина, ягодицы и бедра — контактирующие соответственно со спинкой и сидением; грудь — с ремнями безопасности; у водителей мотоцикла — ступни ног, манипулирующие с педалями и рычагами управления; внутренняя поверхность бедер — с топливным баком и подколенниками; ягодицы — с раздельным седлом, ягодицы и бедра — с седлом-подушкой; кисти рук — с рулем мотоцикла. У пассажиров автотранспорта — ступни ног, опирающиеся о пол, спина, ягодицы и бедра, контактирующие с сиденьем, грудь — с ремнями безопасности, у пассажиров заднего сиденья мотоцикла — ноги, опирающиеся на подножки, ягодицы, контактирующие с седлом — у мотоциклов с седлом-подушкой и раздельными седлами, руки, удерживающие ручку заднего седла, у пассажира коляски — ноги, упирающиеся в подножку коляски мотоцикла, и руки — в ручку, спина и ягодицы, контактирующие со спинкой и сиденьем. Кроме того, для объяснения расположения повреждений по поверхностям, сторонам и уровням тела, их характера крайне важно знание внешних и внутренних особенностей конструкции данного транспорта, в том числе и наличие ремней безопасности у легковых автомобилей, которые тормозят движение вверх и вперед. Неправильно подогнанные ремни причиняют дополнительные повреждения, по локализации которых судят о месте нахождения участника ДТП. При определении места нахождения участников ДТП важно правильно установить направление и угол удара по повреждениям наружных и внутренних деталей транспорта, одежде, обуви и теле для оценки повреждений и определения механизма травмы. Расстояние между деталями транспортных средств обусловливает путь, пройденный телом, силу удара, глубину повреждений, места первичных и последующих приложений сил во время преодоления расстояния в момент катапультирования и соприкосновения с крышей, спинками сидений, боковыми стенками салона, лобовым стеклом, ветровым щитком водителями и пассажирами переднего сиденья. Кроме того, необходимо учитывать телосложение, вес и рост пострадавшего. Устанавливая местонахождение участника ДТП, эксперт должен помнить, что водитель, контролирующий дорожную ситуацию и манипулирующий педалями и рычагами управления, всегда более активен, внимателен и собран, чем другие участники ДТП, в связи с чем он, как правило, получает меньший объем повреждений. Однако исходить только из этого положения нельзя. Необходимо также учитывать вид, вариант и подвариант травмы, объясняющие характер, локализацию и уровень расположения повреждений у каждого из участников ДТП. Последовательность действий эксперта при установлении места нахождения участников ДТП представлена в прил. Б. Приложение А Приложение Б
|