Осмотр места происшествия при транспортной травме |
![]() |
![]() |
![]() |
Осмотр места происшествия при транспортной травме
Расследование транспортных происшествий начинается с осмотра места происшествия. Осмотру подлежат труп, следы биологического происхождения, транспорт, неподвижные предметы, следы на дороге. Методику осмотра определяет следователь, исходя из интенсивности движения на осматриваемом участке дороги и количества посторонних. На дорогах с малой интенсивностью движения (грунтовые проселочные дороги, автодороги районного значения, улицы небольших городов и окраины крупных) осмотр проводят к трупу. На улицах и дорогах с малой насыщенностью транспортом и небольшим скоплением людей осмотр проводят от трупа. На улицах, дорогах и трассах, переполненных большим количеством транспорта, с интенсивным движением, при стечении большого количества людей практикуют прерванный осмотр. Осмотр к трупу осуществляется от периферии к центру и начинается с осмотра и фиксации следов колес или гусениц, предметов, трупа (если на нем не находится транспорт), места расположения и положения транспорта, фиксации его к неподвижным ориентирам и друг к другу. Далее осмотру подлежат труп и транспорт. Осмотр от трупа или от центра к периферии начинается с осмотра и фиксации трупа к неподвижным ориентирам, транспорту и близлежащим следам. Затем осмотру подлежат следы на дороге, транспорте, неподвижных предметах. Прерванный осмотр начинается с составления схемы расположения трупа, транспорта и следов на дороге, привязки и измерения расстояний от трупа к неподвижным ориентирам, ближайшему к трупу следу и транспорту. На черновике описывается положение, членорасположение и поза трупа, фиксируется состояние трупных явлений. После этого труп переносится в кузов автомашины, на которой он будет транспортирован в морг или ближайший двор, подъезд, где будет производиться осмотр тела по областям. После переноски трупа еще раз целесообразно зафиксировать динамику развития трупных явлений. Затем приступают к осмотру следов на дороге, транспорте и преградах. Поиск, осмотр и описание следов биологического происхождения на транспорте, преградах и дороге осуществляет судебно-медицинский эксперт. Выявленные следы от контакта с человеком измеряются с обязательным указанием места и высоты расположения их от уровня дорожного покрытия. Наложения тканей человека изымаются по методикам, принятым в судебной медицине, упаковываются и передаются следователю для последующих лабораторных исследований. Повреждения и наложения следов небиологического происхождения выявляются следователем и описываются экспертами-криминалистами, автотехниками, трассологами или сотрудниками ГАИ. Обнаружив следы, измеряют длину, ширину, глубину и высоту расположения каждого из них от поверхности дороги. Осмотр транспорта с участием экспертов необходим не только на месте происшествия, но и на смотровой яме или эстакаде, где можно целенаправленно осмотреть детали транспорта под днищем с целью обнаружения тканей и одежды человека. Такие действия на месте происшествия осуществить не представляется возможным ввиду отсутствия условий для детального осмотра. При отсутствии транспорта на месте происшествия и наличии пострадавшего для раскрытия преступления по «горячим следам» важно установить, чем — транспортом или тупым орудием травмы — нанесены повреждения. Для этого необходимо оценить повреждения и наложения на теле, головных уборах, одежде и обуви, а также следы на дороге, которые правильно интерпретировать может только судебно-медицинский эксперт, участвующий в осмотре. Осмотр места происшествия условно делят на несколько этапов: осмотр трупа; осмотр дороги и следов на ней; осмотр предметов, с которыми контактировало транспортное средство и участники (водитель, пассажиры), транспорт. Порядок осмотра может меняться в зависимости от вида травмы и условий осмотра. Осмотр места происшествия в случаях столкновения транспорта с человекомОсмотр места происшествия в случаях столкновения транспорта с человеком начинают с фиксации положения трупа к неподвижным ориентирам (столбам, домам, бордюрам, осевой). Если труп лежит у бордюра, то отмечают выраженность ребра. В случаях нахождения трупа между колеей измеряют расстояние между следами колес и ширину следа. Фиксируют положение трупа к транспорту и ближайшему следу на дороге, описывают положение (на спине, животе) и членорасположение (головой к транспорту или в противоположную сторону), пальцев рук к ногам или в сторону. При осмотре одежды обращают внимание на то, застегнута она или расстегнута, повреждены ли застежки и предметы, находящиеся в карманах, описывают наложения и повреждения. Особое внимание акцентируют на наличие обуви на ногах. Если таковая отсутствует, ее необходимо найти и указать в протоколе, на каком расстоянии и с какой стороны обувь находится от трупа. Затем производят осмотр тела трупа по областям. Описание следов на дороге начинается с характеристики следов протектора, торможения, юза, их направления по отношению к осевой и обочине, измеряется длина и ширина следа, расстояние между внутренними поверхностями следов для определения марки транспортного средства и возможности перекатывания одним транспортом. Фиксируется удаленность осыпи грязи, краски и стекол от трупа, осевой или края дороги, следов крови и мозгового вещества. Описывается расположение головных уборов и предметов, которые находились в руках человека в момент случившегося, измеряется расстояние от них до неподвижных ориентиров и трупа. Осмотром транспорта устанавливают наличие вдавлений, следов трения, разрушений пластмассовых и стеклянных деталей, нарушение пыле-грязевых наложений с указанием высоты их расположения от уровня дороги, измеряют площадь следов трения, длину, ширину и глубину вдавлений, расстояния между ними для суждения об области тела, контактировавшей с транспортом. Осуществляют поиск следов крови, волос и тканей человека, измеряют высоту их расположения от уровня дороги, а затем описывают и изымают для последующих лабораторных исследований. В случаях отсутствия транспорта на месте происшествия изымают осколки стекол и краски для последующих идентификационных исследований в криминалистических подразделениях Минюста. Осмотр места происшествия при столкновении движущихся транспортных средствОсмотр места происшествия при столкновении движущихся транспортных средств начинают с описания позы (сидит, откинувшись на спинку сиденья; сидит, склонившись на рулевое колесо, и т.д.) потерпевшего. Если их несколько, то описывается поза каждого из мертвых лиц, находящихся в кабине или салоне транспорта, либо мотоциклистов с указанием места нахождения каждого и мест контакта с деталями транспорта каждой области тела в момент осмотра. У автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, отмечают их наличие, застегнуты они или расстегнуты, если застегнуты, то правильно или неправильно. Осмотр трупа производят в обычной последовательности. При наличии нескольких пострадавших осуществляют поиск пальцевых отпечатков и в первую очередь на рулевом колесе. По завершении осмотра трупа переходят к исследованию деталей салона или кабины транспорта, обращая внимание на изгибы рулевого колеса, вдавлення деталей салона, разрушения пластмассовых и стеклянных деталей, следы крови, наложения волос, эпидермиса и других тканей человека. После окончания осмотра салона фиксируют положение транспортных средств, указывая, какими поверхностями они обращены друг к другу, под каким углом, на каком удалении находятся друг от друга, и уточняя, где (на обочине, осевой, полосе встречного движения и т.д.). Если транспортные средства контактируют друг с другом, то осмотр их проводят после растягивания. Осмотру подлежит каждое транспортное средство. Поверхностные повреждения и наложения на транспортных средствах описывают с измерением длины, ширины, а глубокие (вдавлення) — глубины. Обязательно указывается высота расположения их от уровня дороги. Осмотрев транспорт, приступают к изучению следов на дороге (следов, оставленных колесами, траками; следов торможения и юза, ходовой части; следов удара и скольжения на транспортных средствах, преградах). Описывают направление и форму следа, места осыпи краски, грязи и стекол, оторванные детали, измеряют расстояние между ними, транспортом, неподвижными предметами, трупом и следами биологического происхождения. Последовательность осмотра места происшествия при столкновении движущихся транспортных средств с неподвижными предметами (столбами, деревьями, стенами зданий и пр.) практически ничем не отличается от осмотра в случаях столкновения движущихся транспортных средств. Осмотр места происшествия при перекатывании транспортаОсмотр места происшествия при перекатывании транспорта начинают с фиксации положения трупа к неподвижным ориентирам. Описывают положение пострадавшего (на спине, животе) по отношению к длиннику дороги и следу колес или гусениц (поперек, косо, вдоль). Указывают расстояние от головы и ног до обочины. Затем фиксируются следы транспорта, акцентируя внимание на том, прерываются ли они у трупа, имеются ли на нем и начинаются ли они за трупом, изменяют свое направление и на каком удалении от трупа. Осмотр трупа начинается с фотографирования общего вида отпечатков протектора или гусениц, затем производят масштабную съемку следа на одежде и перерисовывают его на прозрачную полиэтиленовую пленку для последующих идентификационных исследований. Описав наложения на одежде трупа, приступают к изучению повреждений на одежде и предметах, находящихся в их карманах, что особенно важно в случаях перекатывания гусеничных тракторов. Далее описывают тело трупа по областям, обращая внимание на конфигурацию областей, подвергшихся сдавлению, форму таза, наличие своеобразной формы ссадин, переломов костей, необычное положение конечности, кисти и стопы относительно продольной оси конечности. Затем фиксируют расположение биологических объектов (крови, головного мозга) на дороге, измеряют расстояние от них до трупа и неподвижных ориентиров, описывают форму следов, обращая особое внимание на наличие в них одинаковых или разных отпечатков протектора, что дает основание судить о неоднократности перекатывания колес, а также особенностей рисунка протектора, позволяющих сузить поиск скрывшегося транспорта. Такие отпечатки фотографируют с масштабом для последующих идентификационных исследований транспортных средств, участвующих в происшествии. Транспорт осматривается сразу на месте происшествия или после задержания. Осмотру подлежат все детали ходовой части и пространства под крыльями. Осмотр в обязательном порядке необходимо производить на смотровой яме или эстакаде. Особые усилия следует направить на поиск тканей человека и материалов одежды в труднодоступных осмотру местах. Задержанный транспорт, участвующий в происшествии, зимой осматривают после оттаивания наложений в теплом боксе. Во избежание утраты вещественных доказательств категорически запрещается оттаивание теплой водой, которой могут быть уничтожены наложения. Осмотр места происшествия при опрокидывании транспортных средств Осмотр места происшествия при опрокидывании транспортных средств начинается с описания положения транспорта (на боку, вверх колесами), фиксации его к неподвижным ориентирам, затем отмечается положение трупа (на спине, на животе), особо подчеркивается положение лица, отверстий носа и рта, закрытие их почвой, жидкостью, жижей, деталей транспорта, сдавливающих области тела, членорасположение, положение двери (закрыта или открыта). До манипуляции с транспортом фиксируют расположение следов на дороге, бордюрных камнях, ограничительных столбиках и прочего по их отношению к транспорту и неподвижным ориентирам. После извлечения пострадавшего из-под транспорта описывают одежду, обращая внимание на пропитывание ее топливом, а затем производят осмотр тела по областям, который оканчивается изучением ложа трупа с указанием характера дорожного покрытия, наличия лужи топлива (если таковая имелась) на месте происшествия. Затем описывают наложения и повреждения на транспорте. Осмотр места происшествия при выпадении из кабины или салона с последующим попаданием под колесо или гусеницу Осмотр места происшествия при выпадении из кабины или салона с последующим попаданием под колесо или гусеницу производится в той же последовательности, что и в случаях перекатывания. Особенностью таких происшествий является неровность дороги (выбоины и пр.), неисправность замков дверей транспорта, открытые двери трактора во время работы. Осмотр места происшествия начинается с фиксации местоположения трупа к неподвижным ориентирам и ближайшему следу на дороге и транспорту, если он находится на месте случившегося. Затем проводится осмотр трупа по общепринятой методике. Последовательно осматриваются: труп, дорога с детализацией характера дорожного покрытия, профиля и закругления дороги, следов торможения, транспорт для выявления лоскутов и волокон одежды на выступающих деталях борта кузова (болтах и т.д.). Экспертиза транспортной травмы проводится по единому плану: ознакомление с постановлением, протоколами осмотра места происшествия и транспорта, схемой транспортного происшествия; исследование одежды, головных уборов, обуви трупа; лабораторные исследования; изучение материалов дела, оценка результатов исследований объектов экспертизы и материалов дела и их сопоставление, написание выводов. В сложных случаях целесообразно участие эксперта в воспроизведении обстановки и обстоятельств события, следственном и экспертном эксперименте, осмотре транспорта совместно со следователем, экспертами-автотехниками и трассологами. Из постановления (направления) эксперт черпает сведения о дате, времени, характере и особенностях дорожного покрытия, направлении движения транспорта, его марке и модели, виде происшествия, действиях водителя и пострадавших, о направлении их после случившегося для лечения или судебно-медицинского исследования. Из схемы ДТП и протокола осмотра места происшествия эксперт получает сведения о следах на дороге, взаиморасположении транспорта, преград, пострадавших; из протокола осмотра транспорта — о следах наложений и повреждений на и в транспортных средствах, что позволяет оценить действия участников, установить место первичного контакта, целенаправленно осуществить поиск характерных наложений и повреждений для конкретного вида, варианта и подварианта травмы, определить механизм перемещения и образования повреждений, и на этом основании решить главный вопрос о месте нахождения участника транспортного происшествия. Характер дорожного покрытия позволяет объяснить эксперту характер, форму и глубину повреждений. Сплошные следы торможения свидетельствуют об однократном пользовании тормозом, прерывистые — о неоднократном, юза — о боковом скольжении, прямолинейные следы указывают на то, что водитель для предотвращения происшествия применил торможение, но не манипулировал рулем, косые и дуговидные следы — на манипуляции рулем. В момент торможения передняя часть автомобиля опускается под действием момента, образующегося силами сцепления, приложенными в контакте шин с дорогой, и силой инерции, приложенной в центре тяжести автомобиля. Если водитель тормозил до столкновения, то передний бампер будет ниже нормального расположения, в связи с чем повреждения на теле пострадавшего локализуются на высоте, меньшей нижнего края бампера. Осыпь грязи, краски и стекол позволяет судить о месте столкновения, разлитое топливо — о нахождении транспорта на боку или вверх колесами после случившегося. «Выброс» внутренних органов дает основание для вывода о направлении движения транспорта. Счесы дорожного покрытия, наложения краски, борозды на дороге свидетельствуют о наклоне транспорта и скольжении его по дороге. Наложения и повреждения на дорожных сооружениях указывают на контакт транспорта и пострадавшего в момент первичного и последующего взаимодействий. Положение тела человека (головой по направлению движения транспорта или против его движения) позволяет судить: о месте приложения силы, марке транспорта, направлении и угле удара, иногда о виде, варианте и подварианте травмы, положении и взаиморасположении человека и транспорта. Повреждения и наложения на теле и одежде, головных уборах и обуви дают основания для суждения о виде травмы. Следы повреждений и наложений на транспорте свидетельствуют об ударе и перемещении транспортных средств по поверхностям друг друга, неподвижным предметам, дорожным сооружениям, участникам, о зацеплении участников выступающими деталями транспорта, перекатывании его колес. По характеру и расположению повреждений приходят к выводу о направлении и угле удара. Прямые центральные и нецентральные удары, нанесенные на некотором удалении от свободного края грузопассажирского транспорта, проявляются вдавленнями и вызывают поступательное движение в направлении удара. Нецентральные прямые, причиненные вблизи свободного края транспорта, сопровождаются изгибом деталей и разрушением стекол фар и подфарников, поступательным перемещением и вращением вокруг вертикальной оси. Центральные и нецентральные косые удары образуют в зависимости от угла удара или вдавлення, переходящие в следы трения, или следы трения, переходящие в следы вдавлення. Такие удары вызывают перемещение по косой в сторону направления удара. Наложения крови, волос, эпидермиса указывают на места контактов с деталями транспорта, дорогой и преградами. Лоскутные повреждения одежды свидетельствуют о зацепе выступающими деталями транспорта, волочении транспортом, движущимся с малой скоростью, падении в проекции деталей остановившегося транспорта. Сведения о характере наложений и повреждений на теле, головных уборах, одежде, обуви, транспорте, преградах, дороге помогают эксперту решить вопрос о механизме травмы и месте нахождения участников.
|