Травма пешехода от столкновения с мототранспортом |
![]() |
![]() |
![]() |
Травма пешехода от столкновения с мототранспортом
Это часто встречающийся вид мототравмы. В отличие от автотравмы, травмируются пешеход и мотоциклисты. Однако чаще травму получает стоящий, идущий и бегущий человек. Удар пешеходу причиняют детали мотоцикла и его коляски, в связи с чем выделяют два варианта столкновения: столкновение мотоцикла с человеком и столкновение коляски мотоцикла с человеком. Уровень расположения повреждений, причиненных первичным ударом пешеходу не превышает верхней границы таза человека, что позволяет диагностировать названный вид мототравмы. В случаях мототравмы по следам на дороге можно оценить действия водителя. Разделение следа колес на два или на три следа указывает на резкий поворот, от чего колеса идут в разных направлениях, оставляя след, свидетельствующий о попытке мотоводителя соответственно мотоцикла-одиночки или мотоцикла с коляской, в критический момент объехать препятствие. Отсутствие следов торможения и счесов дорожного покрытия указывает на то, что водитель не пытался предотвратить столкновение и после него мотоцикл не упал. На некотором удалении от места столкновения могут быть осколки стекла фары или ветрового щитка, не разрушившегося в момент удара. Человек лежит в стороне, позади мотоцикла. На место падения человека указывают следы крови. Отсутствие следов торможения до места столкновения и след счеса, царапин, наложений краски мотоцикла, оканчивающихся у лежащего на боковой поверхности мотоцикла, свидетельствует о том, что водитель не пытался избежать столкновения и после столкновения мотоцикл начал падать. От начала контакта с дорогой до лежащего мотоцикла могут быть оторванные и разбитые детали мотоцикла. Иногда мотоциклист лежит в луже топлива, вытекающего из топливного бака. Человек лежит в промежутке между местом столкновения и мотоциклом. Наличие следа торможения мотоцикла, прерывающегося в месте столкновения, и начинающегося следа счеса асфальта, оканчивающегося у лежащего на боковой поверхности мотоцикла-одиночки, указывает на торможение и опрокидывание мотоцикла после столкновения. Человек располагается в промежутке между прерывающимся следом торможения и мотоциклом. Удар о человека наиболее часто повреждает детали передней и боковой поверхности мотоцикла, а взаимодействие с дорогой — детали боковой поверхности мотоцикла, противоположной месту удара о человека. Предметы, находящиеся на человеке и в его руках, а также обувь могут лежать в стороне и несколько кпереди от места столкновения. Положение человека на месте происшествия определяется местом приложения силы. Удар, причиненный ниже центра тяжести тела, вызывает падение человека головой в сторону, противоположную направлению движения мотоцикла, а выше центра тяжести тела — падение головой по направлению движения мотоцикла. Удар концевой частью руля причиняет вращение, обусловленное силой и углом удара, а также удаленностью от вертикальной оси тела, что вызывает падение головой либо в направлении движения мотоцикла, либо наискось — к осевой или обочине, либо в направлении, противоположном движению мотоцикла. Расположение мотоцикла во многом обусловлено скоростью его движения и действиями мотоциклистов В случаях столкновений мотоциклов, движущихся с большой скоростью, руль «выбивается» из рук водителя и мотоцикл разворачивается в сторону, противоположную движению. При движении с небольшой скоростью водитель успевает манипулировать рулем, и мотоцикл лежит на боковой поверхности или наискось к осевой или передней поверхностью по направлению движения. Мотоцикл практически всегда находится впереди пострадавшего. Травма от столкновения мотоцикла с человеком характеризуется расположением повреждений, причиненных ударом деталями мотоцикла, на любой из поверхностей тела, причем повреждения, вызванные первичным ударом, располагаются на уровнях голеней и таза. Локализация повреждений от удара деталями мотоцикла и контакта с дорожным покрытием позволяет подразделить этот вариант на три подварианта: столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже центра тяжести тела человека; столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла выше центра тяжести тела человека; столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже и вторичном — выше центра тяжести тела человека. Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже центра тяжести тела человека Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже центра тяжести тела человека определяется по расположению повреждений от первичного удара деталями мотоцикла в области голеней и вторичного удара о дорожное покрытие — в области головы, на одноименных сторонах и поверхностях тела. Такое столкновение наблюдается в случаях попытки объезда человека, когда водитель поворачивает руль в сторону и наклоняет мотоцикл на боковую поверхность. Иногда водитель или пассажир движущегося с малой скоростью мотоцикла пытаются затормозить ногой, отставляемой в сторону наклонившегося мотоцикла, и оставляют на дороге, в зависимости от характера дорожного покрытия, следы наложения материала подошвы обуви (на дороге с твердым) или борозду (на мягком покрытии). На дороге следов торможения мотоцикла, как правило, не выявляется, что объясняется попыткой водителя осуществить маневр и избежать столкновения. Иногда на дороге может встретиться след колес, направленный к осевой или к обочине, и след торможения ногой, указывающие на маневр мотоциклиста. Падение на боковую поверхность проявляется следами трения и наложениями краски, оставленными дугами безопасности, подножками и деталями боковой поверхности мотоцикла, следы крови мотоциклистов, получивших травму вследствие удара о дорогу. Удар человеку ниже центра тяжести тела может причинить колесо, дуга безопасности, ребро охлаждения цилиндров двигателя, подножка мотоцикла, нога мотоциклиста, согнутая в коленном суставе и отставленная в сторону. Такой удар вызывает падение на дорогу головой в сторону, противоположную направлению движения мотоцикла. Положение мотоцикла на дороге обусловлено действиями водителя. Мотоцикл может лежать на боковой поверхности или стоять на колесах наискось к осевой или обочине либо параллельно им, всегда передней Поверхностью по направлению своего движения. Детали мотоцикла ударом о человека повреждаются крайне редко, в то время как удар о дорогу может их оторвать, а продвижение по ней — Оставить на ней следы трения, стертость краски и металла. При осмотре плечевой одежды обращает внимание отсутствие повреждений, вызванных ударом деталями мотоцикла. На поясной одежде встречаются пылегрязевые наложения отпечатков деталей мотоцикла. На обуви выявляются следы скольжения, направление которых зависит от скорости выполнения маневра мотоциклистом, в связи с чем они могут иметь продольное, косое и дуговидное направление. Ударом о дорогу плечевая одежда иногда разрывается по швам, а поясная остается практически всегда целой, что объясняется дуговидным изгибом тела и большей массой верхней половины тела, вступающей первой в контакт с дорогой. Механизм травмы (рис. 246) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла выше центра тяжести тела человека Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла выше центра тяжести тела человека устанавливается по локализации повреждений, нанесенных первичным ударом деталями мотоцикла в области таза и вторичным ударом о дорожное покрытие — в области головы, на противоположной первичному удару стороне и поверхности тела. Эти столкновения встречаются во время ходьбы человека по краю проезжей части и объезда его мотоциклистом, движущимся с большой скоростью, когда водитель не успевает наклонить мотоцикл в сторону и удар наносится рычагом руля, а также деталями, укрепленными на нем (рис. 247). Удар средней частью руля отбрасывает человека и мотоцикл не изменяет направления своего движения. На дороге следов торможения мотоцикла и мотоциклистов не наблюдаются. На некотором удалении от места столкновения могут быть осколки стекол зеркала заднего вида, ветрового щитка и фары, если она была плохо укреплена в корпусе Мотоцикл стоит на колесах или скрывается с места происшествия. При движении с очень большой скоростью от удара концевой частью руля после столкновения руль «выбивается» из рук водителя и мотоцикл разворачивается в противоположном движению направлении. В этом случае на дороге может быть осыпь стекол, за которой начинается след скольжения, наложения краски и резины подножки мотоцикла, оканчивающийся у лежащего на боку мотоцикла. Человек всегда обращен головой по направлению движения мотоцикла, в стороне и сзади него. На место падения указывают следы крови. От удара о человека руль мотоцикла иногда изгибается, рычаг ручного тормоза отрывается, зеркало заднего вида и ветровой щиток разрушаются. Падение и удар мотоцикла боковой поверхностью о дорогу повреждает детали боковой поверхности мотоцикла на стороне, противоположной месту контакта с человеком. Этот вариант характеризуется расположением повреждений от первичного удара деталями мотоцикла в области таза и вторичного удара о дорожное покрытие — в области головы, на противоположных первичному удару стороне и поверхности тела. В зависимости от функционального положения стоп, на подошвах обуви могут быть следы скольжения, особенности которых аналогичны таковым в случаях автомобильной травмы. На плечевой одежде иногда встречаются повреждения, вызванные зацепом деталей руля мотоцикла. На противоположной удару стороне деталями руля на поверхности плечевой, поясной одежде и верха обуви наблюдаются, как правило, потертости и протертости материала насквозь. Механизм травмы (рис. 248) и дифференциально-диагностические признаки отображены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже и вторичном — выше центра тяжести тела человека Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже и вторичном — выше центра тяжести тела человека определяется по расположению повреждений от первичного удара деталями мотоцикла в области голеней, вторичного — в области таза, на одноименных сторонах и поверхностях тела и удара о дорожное покрытие — в области головы, на противоположных первичному и вторичному ударам сторонах и поверхностях тела. Такой подвариант травмы бывает в случаях нахождения пострадавшего на проезжей части дороги, когда движущийся, обычно с большой скоростью, мотоциклист не успевает произвести маневр, причиняя первичный удар человеку передним вращающимся или заторможенным колесом, грязевым щитком, пером вилки. От удара колесом мотоцикла человек падает назад, ударяясь о фару, ветровой щиток и мотоциклиста, которые отбрасывают его вперед по направлению движения мотоцикла. При таком столкновении водитель мотоцикла не пытается предотвратить столкновение, и после столкновения мотоцикл не падает. Следы торможения и счесы дорожного покрытия отсутствуют. На некотором удалении от места столкновения — осколки стекол фары или ветрового щитка, что объясняется массой мотоцикла (меньшей по сравнению с автомобилем) и большей скоростью движения. В случаях столкновения мотоциклов, движущихся с меньшей скоростью, и применения экстренного торможения на дороге остается след торможения колес мотоцикла и обутых одной или обеих ног мотоциклистов. В месте столкновения, как правило, — осколки стекол фары и ветрового щитка, изредка осыпь грязи. Иногда за ними бывают счесы дорожного покрытия с наложением краски мотоцикла, свидетельствующие о падении мотоциклиста после столкновения. Человек всегда лежит за мотоциклом головой по направлению его движения. О месте падения человека свидетельствуют следы крови. От первичного удара о человека деформируются грязевой щиток и перья вилки, а от вторичного — разбиваются стекла фары и ветрового щитка соответственно ягодицами и спиной пешехода, подчас причиняющего головой повреждения мотоводителю. В случаях падения мотоциклиста после столкновения и продвижения по дороге возможны деформация, отрывы и следы трения деталей боковой поверхности мотоцикла на стороне падения. Для рассматриваемого подварианта травмы типично наличие двух мест контакта с деталями мотоцикла — голени, по которой удар наносится передним колесом, грязевым щитком и перьями вилки, ягодиц, спины и головы, причиняющим повреждения соответственно фаре, ветровому щитку и мотоводителю, а также повреждения вследствие удара и продвижения по дороге после отбрасывания мотоциклом на противоположной первичному и вторичному ударам поверхностям тела. Как правило, бывают повреждения и на обуви. Их особенности обусловлены функциональным положением стоп и аналогичны таковым при травме человека, причиненной деталями автомобиля. На поясной одежде на уровне голеней повреждения причиняются ударом вращающегося или заторможенного колеса. Первые проявляются следами трения, а вторые — отпечатками протектора. Удар грязевым щитком и пером вилки может вызвать повреждения от зацепа. На уровне ягодиц разрушившееся стекло фары оставляет повреждения типа резаных и колото-резаных. На поверхности одежды, противоположной удару, повреждения наносятся ударом о дорогу и продвижением по ней, проявляясь соответственно разрывами от перерастяжения, потертостями и протертостями материала одежды и верха обуви. Механизм травмы (рис. 249) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Столкновение коляски мотоцикла с человеком Столкновение коляски мотоцикла с человеком характеризуется локализацией повреждений от удара деталями коляски мотоцикла на любой из поверхностей бедер или голеней, что позволяет подразделить этот вариант травмы на 2 подварианта: столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе подножкой коляски мотоцикла и столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла. Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе подножкой коляски мотоцикла Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе подножкой коляски мотоцикла устанавливается по локализации повреждений в области голени и, как правило, наличию травматической ампутации левой голени, расположению повреждений от удара подножкой и о дорожное покрытие на одноименных сторонах и поверхностях тела. Такое столкновение встречается во время объезда человека, оказавшегося в пределах габаритов коляски мотоцикла. Первичный скользящий удар наносит подножка коляски, расположенная под углом к сагиттальной оси коляски мотоцикла. От удара подножкой человек, получив вращательное движение, падает назад, несколько наискось по отношению к осевой, и головой всегда в противоположную направлению движения мотоцикла сторону. При столкновении детали мотоцикла обычно не деформируются. Следы скольжения на подошвах обуви пострадавшего дуговидны. На поясной одежде на уровне удара подножкой наблюдается заглаживание опорной поверхности материала одежды с металлическим блеском Иногда падение на коляску мотоцикла сопровождается зацепом о выступающие детали и возникновением повреждений на задней и боковой поверхностях плечевой одежды, вызванной зацепом. Удар о дорогу оставляет наложение частиц дорожного покрытия Механизм травмы (рис. 250) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла определяется по локализации повреждений, причиненных первичным ударом кузова коляски в области бедер и вторичным — выше уровня таза на одноименных сторонах и поверхностях тела, ударом о дорожное покрытие — на поверхности тела, противоположной месту контакта с коляской мотоцикла. Данное столкновение наблюдается в случаях, когда водитель мотоцикла каких-либо действий для предотвращения происшествия не предпринимал. Первичный удар причиняет выступающая часть передней поверхности коляски мотоцикла, на которой имеется вдавление и растрескивание краски. От этого удара человек падает назад, контактируя с деталями верхней поверхности кузова коляски. На дороге человек лежит за мотоциклом или параллельно осевой, или несколько наискось к ней, головой в сторону, противоположную движению мотоцикла. В месте столкновения возможны осыпь краски и грязи, осколки ветрового щитка коляски мотоцикла. На верхней поверхности кузова коляски мотоцикла наблюдаются счесы пылегрязевого покрытия, краски, разрушение ветровых щитков, а на выступающих деталях — лоскуты одежды. Расположение следов скольжения на обуви человека обусловлено функциональным положением человека в момент удара кузовом коляски мотоцикла Обычно следы скольжения проходят вдоль длинника подошвы обуви. На плечевой одежде преобладают повреждения, причиненные зацепом, располагающиеся на задней и боковой поверхностях, которые образовывались во время контакта с выступающими деталями коляски мотоцикла. На поясной одежде повреждения причиняются зацепом и трением Они локализуются по всем поверхностям, но в большинстве на внутренней поверхности штанин. Разрывы одежды вследствие перерастяжения редки. На плечевой одежде они возникают в момент удара о коляску и дорогу, а на поясной — только от удара о дорогу. Механизм (рис 251) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
|