Травма человека от столкновения с движущимся автомобильным транспортом |
![]() |
![]() |
![]() |
Травма человека от столкновения с движущимся автомобильным транспортомЭто наиболее часто встречающийся вид автотравмы. Ранее этот вид автотравмы называли «наезд на пешехода», что является не совсем верным, так как человек в момент столкновения не всегда передвигается и, следовательно, пешеходом он не является. Удар человеку транспортом может быть нанесен передней, боковой и задней поверхностью, в связи с чем выделяют три варианта столкновения фронтальное, боковое и заднее Фронтальное столкновениеВ названном варианте травмы в зависимости от направления и угла удара различают следующие подварианты центральное прямое или косое столкновение и нецентральное прямое или косое столкновение грузового (с классической и вагонной компоновкой кузова) и легкового автомобиля. Центральное прямое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Место первичного приложения силы располагается вблизи сагиттальной оси автомобиля и тела человека выше средней трети бедер Этот подвариант травмы наблюдается, когда водитель не предпринимал никаких мер для избежания столкновения, не манипулировал рулем и человек не изменял первоначального положения Удар обычно наносится по задней поверхности тела В зависимости от марки и модели автомобиля механизм травмы может слагаться или из трех, или из четырех фаз, что обусловлено высотой бампера В случаях столкновений большегрузных автомобилей (КрАЗ, «Урал» и пр.) удар причиняется выше центра тяжести тела, человек падает и ударяется о дорогу, а затем продвигается по ней Автомобили меньшей грузоподъемности первичный удар наносят ниже центра тяжести тела Человек падает и ударяется об автомобиль, который отбрасывает его вперед по направлению своего движения Отбрасывание вперед сопровождается вращением тела вокруг горизонтальной оси, падением и ударом о дорогу и оканчивается продвижением вперед по покрытию дороги (рис 197). Такой механизм травмы определяет характер и локализацию повреждений, расположение следов и транспорта на дороге Если водитель тормозил, то на дороге остается след торможения, направленный параллельно осевой Пострадавший лежит головой по направлению движения автомобиля При малой скорости автомобиля пострадавший лежит на уровне передней поверхности, большей — впереди транспорта, очень большой — либо под транспортом, либо за ним. В месте столкновения на дороге находятся осыпавшаяся краска и грязь автомобиля. На передней облицовке транспорта имеется вдавление с растрескиванием и иногда с осыпью краски Столкновения большегрузного транспорта каких-либо повреждений могут не оставлять. На одежде удар средней частью бампера оставляет горизонтальные полосчатые заглаживания ворса и уплощение опорной поверхности материала одежды в виде двух незамкнутых полос Транспорт передней поверхностью обращен по направлению своего движения и стоит параллельно осевой. На плечевой одежде в месте удара о переднюю облицовку автомобиля могут быть повреждения, вызванные перерастяжением нитей основы или утка, а также разрывы ниток, соединяющих спинку с полами Кроме того, названные разрывы причиняются ударом о дорогу после отбрасывания транспортом Удар бампером большегрузного автомобиля образует отпечатки бампера на разных уровнях плечевой одежды Падение на дорогу после отбрасывания автомобилем сопровождается ударом и продвижением по дороге, вследствие чего возникают повреждения фурнитуры, разрывы по швам, потертости и протертости материала плечевой и поясной одежды У стоящего или идущего человека на обуви всегда образуются следы скольжения, имеющие прямолинейное направление (рис 198). От удара по фиксированным ногам могут возникнуть и отрывы подошвы от верха обуви. На теле повреждения, нанесенные первичным ударом бампером, обычно соответствуют его уровню над поверхностью дороги, если водитель не тормозил Резкое торможение и значительная загрузка изменяют высоту бампера, в связи с чем повреждения У пострадавшего не соответствуют высоте бампера У человека среднего роста повреждения, причиненные ударом бампером автомобилей ГАЗ, локализуются в области бедер, ЗИЛ-130—в области таза, КАМАЗ, «УРАЛ» и КрАЗ — в области туловища В классическом варианте повреждения от Удара бампером проявляются полосчатыми горизонтальными кровоподтеками, или ссадинами, или так называемыми бампер-переломами, или кровоподтечностью мягких тканей и соответствуют ширине бампера. Однако такие повреждения весьма редки, так как человек перед ударом бампера находится в движении, а для возникновения этих повреждений необходима фиксация ног. Наличие таких повреждений дает основание для вывода об ударе по опорной ноге во время стояния или ходьбы. Во время бега в какой-то промежуток времени ноги находятся в воздухе. Удар деталями транспорта в это время, истинных бампер-переломов и повреждений, отображающих размеры бампера, четко не передает, в связи с чем утверждать, что данное повреждение нанесено бампером, эксперт не вправе. Резкое торможение автомобиля вызывает изменение высоты расположения повреждений, о чем необходимо помнить, оценивая действия водителя в момент случившегося. Иногда по характеристике линии излома кости, образовавшейся от удара бампером, можно ориентировочно судить о скорости движения автомобиля. При скорости не более 45—50 км/ч переломы возникают вследствие деформации изгиба, а превышающие их вызывают переломы, причиненные деформацией сдвига или среза Удар сзади бампером большегрузного автомобиля в зоне центра тяжести тела может вызвать так называемые ложные бампер-переломы, или переломы от изгиба. Они возникают от разрыва кости на стороне удара, но не в месте приложения силы. В таком случае треугольный осколок располагается на бедренной кости ниже места удара. Необходимыми условиями для образования этих переломов являются фиксация конечностей (конечности) и место удара, не допускающее их вращения в тазобедренном суставе. Первичный удар бампером может быть нанесен как ниже, так и выше центра тяжести тела. При ударе ниже центра тяжести тела возникает подсечка и человек падает на транспорт, причиняя себе обширные двусторонние повреждения мягких тканей спины, переломы лопаток, остистых отростков позвонков по типу вколоченных, позвоночника от разгибания в верхнегрудном или в шейном отделах и травму головы. Удар на уровне или выше уровня таза падения на автомобиль не вызывает, и повреждения наносятся ударом деталями автомобиля, отбрасывания, падения, удара и продвижения по дорожному покрытию как и в случаях удара деталями транспорта, расположенными ниже центра тяжести тела. Иногда удар бампером большегрузного автомобиля, падение и удар об автомобиль меньшей грузоподъемности, а также дорогу сопровождаются сотрясением тела. Повреждения ребер наблюдаются как от удара об автомобиль, так и от падения, оканчивающегося ударом о дорогу. Наиболее полную информацию о направлении удара дают легкие, четко отображающие его кровоподтечностью вдоль длинника задней поверхности и очаговой или косогоризон-тальной кровоподтечностью на передней поверхности легких. Отбрасывание, падение, удар о дорогу приводят к образованию кровоподтеков, ушибленных ран, переломов, а скольжение по дорожному покрытию вызывает возникновение ссадин с продольными следами скольжения и смещениями лоскутов эпидермиса к их нижним концам на выступающих областях лица, тыльной поверхности кистей, области коленных суставов. Следов действия колес в этом подварианте травмы никогда не встречается, что объясняется местом приложения силы. Нецентральное прямое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Место приложения силы локализуется в промежутке между сагиттальной осью, боковой поверхностью автомобиля, концом бампера и поверхностью тела, смещенной в сторону от вертикальной оси. Удар бампером автомобиля наносится выше средней трети бедер. Водитель, как правило, пытается тормозить, но манипулировать рулем не успевает, и происходит столкновение с человеком, который иногда успевает повернуться заднебоковой или переднебоковой поверхностью тела к транспорту. На механизм травмы влияют место приложения силы, марка и модель транспорта. При ударе в промежутке между сагиттальной осью и наружным краем фары механизм травмы будет таким же, как и центрального прямого столкновения, но повреждения на транспорте смещаются в сторону сагиттальной оси, а на теле — в сторону вертикальной. В случаях удара передней поверхностью бампера у конца и вблизи боковой поверхности тела возникает вращательно-поступательное движение человека вперед, оканчивающееся падением и ударом о дорогу. От удара у вертикальной оси тела вращательно-поступательное движение выражено незначительно. После удара наблюдается продвижение пострадавшего по дороге. Механизм травмы в случаях удара передней поверхностью бампера у конца слагается из удара деталями транспорта, вращения вокруг вертикальной оси, падения и удара о дорогу (рис. 199). В случаях удара у вертикальной оси тела механизм травмы будет состоять из удара деталями транспорта, незначительно выраженного вращения, падения, удара и продвижения по дороге. Вращение тела совершается вначале вокруг горизонтальной оси, затем вертикальной и оканчивается вращением вокруг горизонтальной. Следы на дороге в случаях столкновений передней поверхностью автомобиля в промежутке «сагиттальная ось — фара» и расположение повреждений такие же, как и в случаях центральных прямых столкновений. Удар вблизи фары или фарой на дороге оставляет, кроме осыпи грязи и краски, осколки стекол разрушившейся фары и сопровождается, как правило, вдоль перекатываются колеса автомобиля. При ударе передним бампером у конца потерпевший лежит головой по направлению движения транспорта и несколько наискось к краю проезжей части. На дороге могут быть следы осыпавшейся грязи. Автомобиль имеет следы вдавлення на передней облицовке, растрескивания краски, разбитые фары, а у свободного конца бампера — нарушения пылегрязевого покрытия. В связи со смещением места удара в сторону от сагиттальной оси транспорта повреждения на теле и одежде также смещаются, но в сторону от вертикальной оси. На одежде повреждения, нанесенные ударами бампера и передней облицовки, такие же, как и в случаях центральных прямых столкновений. Удар фарой или подфарником образует «штампованные» повреждения, отображающие полностью либо частично конфигурацию и размеры названных деталей. Четкость отображения деталей транспорта обусловлена направлением и углом удара, скоростью движения автомобиля и функциональным положением человека в момент травмы, а также формой поверхности и размерами травмирующей детали в месте контакта. Форма и размеры повреждений на одежде обусловлены скоростью движения, направлением и углом удара. Удар деталями автомобиля, следующего с малой скоростью, вызывает заглаживание ворса или уплощение опорной поверхности материала одежды. Большая скорость движения сопровождается ударом значительной силы, вследствие чего иногда разрушается фара или подфарник и возникают повреждения типа резаных и колото-резаных. Удар концевой частью бампера вызывает образование лентовидных повреждений на одежде. Такой удар оставляет дуговидные следы скольжения на подошвах обуви. Удар неконцевой части бампера на обуви оставляет такие же повреждения, как и при центральном прямом столкновении. Перекатывание колес через пострадавшего вызывает типичные повреждения для действия колес автомобиля Удар под углом около 180° неконцевой частью бампера оставляет ссадины или кровоподтеки, имеющие вид полосы с четкими краями и нечеткими концами Конструктивные особенности и размеры бампера лучше отображаются при ударе бампером с плоской поверхностью и хуже — с выпуклой В случае удара выпуклой поверхностью бампера края и концы повреждений «смазаны». Удар концом бампера оставляет полосчатые ссадины и кровоподтеки, конфигурацией напоминающие букву «П» с четким концом, обращенным к наружной поверхности тела при ударе сзади и внутренней — спереди. От удара под острым углом, что наблюдается во время ходьбы или бега, отпечаток от удара бампером передает только один действующий край. За счет сферичности бампера, фары, подфарника и массива мягких тканей травмирующие детали втягивают за собой повреждаемые ткани, причиняя меньшие по размерам повреждения. Иногда разрушающаяся ударом о человека фара наносит повреждения типа резаных и колото-резаных. По расположению и форме отпечатков деталей автомобиля можно судить о позе и действиях человека Если человек стоял, отпечатки четкие и локализуются на обеих ногах Во время бега или ходьбы они «смазаны» за счет наклона тела и располагаются на одной ноге Отпечаток фары или подфарника, состоящий из 2-х полудуг, одна из которых глубже другой, свидетельствует о наклоне туловища в момент удара. Точки соударения с автомобилем при ударе сзади находятся в области спины и затылочной области головы. В случаях столкновений вблизи фары автомобилей старых моделей (ГАЗ-51) они смещаются вверх и на голове локализуются в теменной области, что объясняется небольшой высотой и обтекаемостью крыла Остальные повреждения на теле будут такими же, как и при центральных прямых ударах, от которых они отличаются односторонностью расположения. Удар концевой частью бампера сопровождается образованием карманообразных расслоений тканей в местах контакта деталей автомобиля Повреждения в таком подварианте травмы менее глубоки. Изредка встречаются винтообразные переломы и ссадины на стороне и поверхности, противоположной удару. В случаях перекатывания колес наблюдаются повреждения, типичные для продольного перекатывания транспорта Центральное косое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Место приложения силы локализуется вблизи сагиттальной оси автомобиля. Водитель тормозит и манипулирует рулем, поворачивая его в сторону, чтобы избежать столкновения с человеком, обращенным к автомобилю передне-боковой или заднебоковой поверхностью тела под острым углом. Механизм травмы аналогичен таковому в случаях центрального прямого столкновения, но к нему добавляется, как правило, еще одна фаза — фаза перекатывания (рис 200). Взаиморасположение транспортных средств, следов на дороге и пострадавшего будет отличаться от названного выше варианта следующим. На дороге наблюдается след торможения, расположенный, как правило, под углом к осевой. О месте удара, в зависимости от скорости движения, свидетельствуют грязь, осыпавшаяся с автомобиля, краска или только грязь. При малой скорости движения их может не быть. Автомобиль стоит наискось к направлению своего движения и передней поверхностью обращен в направлении движения. Иногда он может находиться на встречной полосе или обочине. Вблизи сагиттальной оси автомобиля изредка бывает след вдавлення с растрескиванием и осыпью краски или только счес пылегрязевых наложений. Человек находится на уровне передней поверхности, а большой — на некотором удалении от нее, и очень большой — за автомобилем. Изредка наблюдаются перекатывания колес автомобиля в косом направлении через пострадавшего. Повреждений одежды удар обычно не оставляет, что объясняется местом приложения силы. Иногда может быть наложение пылегрязевого покрытия и потертость опорной поверхности материала одежды. Отбрасывание, падение, удар и скольжение по дороге вызывают повреждения в результате удара и трения на стороне, противоположной удару. В случаях перекатывания колес образуются повреждения, характерные для действия колес. На подошвах обуви встречаются направленные косо следы скольжения (рис. 201), возникающие в момент первичного удара, а на верхе — вызванные продвижением по дороге после отбрасывания. Повреждения на теле такие же, как и в случаях центрального прямого столкновения, но локализуются они на переднебоковой или заднебоковой поверхности тела. Особенностью этого подварианта травмы является наличие переломов остистых отростков позвонков вследствие изгиба, вертикального кровоподтека на задней поверхности легкого, причиненного ударом о позвоночник на стороне удара, косогоризонтальных и округлых кровоподтеков на противоположной удару стороне и поверхности легких. Нецентральное косое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Место приложения силы располагается между сагиттальной осью и концом бампера. В таком подварианте травмы водитель обычно не тормозит, но успевает манипулировать рулем, стараясь избежать столкновения. Удар приходится по переднебоковой или заднебоковой поверхности тела, обращенной к автомобилю под острым углом. Механизм травмы будет таким же, как и при центральном прямом столкновении. След торможения на дороге остается крайне редко. Удар фарой может вызвать осыпь стекол фар и подфарника, грязи и краски. Если удар нанесен вне расположения фары и подфарника, то на дороге бывает осыпь только грязи и краски. Автомобиль стоит наискось к проезжей части дороги и передней поверхностью обращен по направлению первоначального движения. Человек лежит наискось по отношению к осевой, головой по направлению движения транспорта. Иногда встречается перекатывание колес автомобиля в косом направлении через тело пострадавшего Повреждения автомобилю причиняет скользящий удар. Удар под очень острым углом повреждений может не оставить, а проявится нарушением пылегрязевого покрытия. Повреждения на одежде и обуви такие же, как и в случаях нецентральных косых столкновений от воздействия дорожного покрытия. Удар концевой частью бампера на поясной одежде иногда влечет повреждения, вызванные зацепом, а на обуви косонаправленные или дуговиднонаправленные следы скольжения. В зависимости от места приложения силы на теле могут быть нечетко отображенные контактные повреждения, нанесенные ударом деталями транспорта, которым соответствуют карманообразные расслоения мягких тканей. Изредка встречаются переломы бедер и ребер вследствие вращения. Центральное прямое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.Место первичного удара располагается вблизи сагиттальной оси транспорта. Первичный удар бампером причиняется ниже центра тяжести тела человека в промежутке между нижней третью голени и бедра, зависящим от марки и модели автомобиля, степени загрузки, резкости торможения. Механизм травмы может слагаться из двух или четырех фаз, обусловленных скоростью движения автомобиля и ростом пострадавшего. В результате первичного удара по голеням человек падает, ударяется о капот или лобовое стекло, иногда скользит по капоту или перелетает через крышу, или разбивает лобовое стекло и фиксируется в нем. Если фиксация не наступает, то человек при большой скорости движения автомобиля скатывается в сторону, а при столкновении с медленно останавливающимся автомобилем, водитель которого не манипулирует рулевым колесом, сползает с капота и падает у переднего бампера головой по направлению движения транспорта (рис. 202). Манипуляции рулевым колесом вызывают скатывание человека с капота и падание в сторону (рис. 203). Следы на дороге такие же, как и в случаях центрального прямого столкновения с транспортом с вагонной компоновкой кузова. Автомобиль стоит на своей полосе движения, параллельно осевой, передней поверхностью по направлению своего движения. Передний бампер, как правило, вогнут. Иногда имеется вогнутость на ребре капота, один или два очага вогнутости — на верхней поверхности капота. От них, в направлении лобового стекла, отходят следы скольжения, оканчивающиеся у разрушенного лобового стекла. На передней или боковой поверхности автомобиля могут быть следы трения, вызванные соответственно сползанием или скатыванием с автомобиля. Изредка встречаются отрывы молдингов. При столкновении на очень большой скорости пострадавший лежит за автомобилем, при большой — параллельно следу движения головой в сторону, противоположную направлению движения. В случаях медленной остановки он находится перед автомобилем головой по направлению движения транспорта. Повреждений на одежде, нанесенных ударом бампера, как правило, не возникает. Падение и удар о капот вызывают разрывы одежды вследствие перерастяжения, а продвижение по капоту — потертости опорной поверхности материала и протертости его насквозь с наложениями краски в их окружности. Иногда наложений краски может не быть, но в зоне повреждений наблюдаются ее внедрения, всегда выявляемые методом непосредственной стереомикроскопии. Повреждения, причиненные зацепом, указывают на зацепление о молдинги во время сползания или скатывания с автомобиля. Осколки разрушенных стекол наносят повреждения типа резаных и колото-резаных на плечевой одежде. Иногда в случаях столкновений легкового автомобиля с человеком удар бампером по нефиксированным ногам во время бега или ходьбы образует так называемые ложные бампер-переломы. Они характеризуются расположением треугольного осколка не на стороне удара бампером, а на противоположной ему стороне. Перелом локализуется на значительном удалении от места удара. Мягкие ткани в зоне перелома незначительно пропитаны кровью, в то время как в точке соударения бампера они массивно кровоподтечны. Механизм возникновения названных переломов слагается из удара по голени вблизи стопы по задней поверхности поднятой ноги, движения по дуге сзади наперед, переразгибания бедра и образования треугольного осколка на стороне, противоположной удару. От удара спереди такие переломы не возникают, так как объем движений в коленном суставе больший на сгибание, чем на разгибание, в связи с чем гасится сила удара и перелом не образуется. Повреждения на подошвах обуви такие же, как и при центральных прямых столкновениях с грузовым автомобилем. Контактные повреждения, нанесенные ударом бампера, аналогичны по форме таковым, причиненным ударом бампера грузового автомобиля, но их размеры меньше. Удар о ребро капота вызывает горизонтальный полосчатый кровоподтек, а о плоскость капота — обширные кровоподтеки на ягодицах, спине и голове, кровоподтечность мягких тканей перечисленных областей. Продвижение по капоту сопровождается образованием ссадин, а удар о лобовое стекло — ушибленных ран, ран типа резаных и колото-резаных. Падение и удар о детали автомобиля вызывают переломы таза, ребер, иногда черепа, травму головного мозга и внутренних органов, сотрясение тела. Падение на дорогу вызывает повреждения от удара и трения. Нецентральное прямое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.Место первичного удара локализуется в промежутке между сагиттальной осью и концом переднего бампера. Первичный удар наносится ниже центра тяжести тела в промежутке между нижней третью голени и бедра. Механизм травмы состоит из: удара передним бампером, падения на автомобиль, продвижения по капоту, скатывания, падения и удара о дорогу. Следы на дороге во многом похожи на таковые в случаях нецентрального прямого столкновения грузового автотранспорта с человеком. Автомобиль стоит на своей полосе движения, параллельно осевой, передней поверхностью по направлению своего движения. Передний бампер, ребро капота и капот автомобиля вогнуты, иногда разбиты фара и подфарник, лобовое стекло у передней стойки На капоте имеются продольные следы трения, изредка обрывается молдинг. Человек обычно лежит вблизи следа колес автомобиля, головой в сторону, противоположную направлению движения. Повреждения на одежде, обуви и теле такие же, как и в предыдущем подварианте травмы, но к ним присоединяются повреждения от удара фарой и подфарником, с аналогичными случаями столкновений с грузовым автотранспортом морфологическими особенностями, отличающимися локализацией и уровнем расположения. Центральное косое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.Место удара располагается вблизи сагиттальной оси автомобиля. Механизм травмы слагается из удара бампером, падения и удара о капот, продвижения по капоту (эта фаза непостоянная) или удара лиц высокого роста головой о лобовое стекло, скатывания с автомобиля, падения и удара о дорогу. Следы и расположение автомобиля на месте происшествия будут такими же, как и при столкновениях с грузовым автотранспортом. Человек лежит на дороге головой в сторону, противоположную направлению движения транспорта, в стороне, противоположной радиусу поворота автомобиля. Передний бампер автомобиля, как правило, вдавлен. На капоте — один или два следа вдавлення, следы трения. Иногда может быть разбито лобовое стекло у передней стойки. В случаях столкновений на очень большой скорости потерпевший может перелететь через капот, не проконтактировав с ним. Повреждения на одежде наносятся ударом и трением о капот, иногда контактом с боковой поверхностью крыла и молдингами, а также с дорогой. В случаях продвижения по капоту между волокнами нитей внедряются частицы краски. Разрушение лобового стекла на одежде вызывает повреждения типа резаных и колото-резаных. Следы трения на подошвах обуви образует взаимодействие с дорогой в момент удара автомобилем, а на верхе обуви — продвижение по дороге после падения на нее. Повреждения на теле располагаются на поверхностях, проконтактировавших с деталями автомобиля. Ссадины, причиненные продвижением по автомобилю, направлены косо по отношению к вертикальной оси тела Повреждения, вызванные ударом об автомобиль, более глубоки, обширны, чаще располагаются с одной стороны тела. Нецентральное косое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.Место первичного удара локализуется в промежутке между сагиттальной осью и концом переднего бампера Первичный удар наносится бампером по передненаружной или задненаружной поверхности голеней. Механизм травмы аналогичен таковому в случаях нецентральных прямых столкновений. Следы на дороге и место нахождения транспорта такие же, как и в случаях нецентральных косых столкновений грузового автомобиля с человеком. В зависимости от места первичного удара могут быть повреждены бампер, капот, фара, подфарник. При ударе концом бампера повреждений на автомобиле, как правило, не бывает, что объясняется местом удара Характер и локализация повреждений, образующихся после продвижения по автомобилю, падения, удара и взаимодействия с дорогой, определяются позой человека. Пострадавший лежит в стороне, противоположной радиусу поворота автомобиля, головой в сторону, противоположную направлению движения транспорта, наискось к осевой или краю дороги. Повреждения на обуви в момент контакта с дорогой на одежде и теле, обусловленные взаимодействием с капотом, имеют косое направление. Типичные повреждения ударом фары и подфарника частично отображают их конфигурацию и размеры. Характерным для рассмотренного подварианта травмы является смещение повреждений к боковой (наружной) поверхности тела, их относительно небольшая глубина, наличие карманообразных расслоений мягких тканей. Тангенциальное столкновение — столкновение боковой поверхности автомобиля с человеком.Это столкновение может быть с передней, средней и задней частями боковой поверхности. А.А. Солохин (1980) условно к передней части относит переднее крыло, к средней — кабину или салон легкового автомобиля, к задней — кузов или заднее крыло. У автомобилей с вагонной компоновкой кузова выделяют переднюю часть, оканчивающуюся кабиной, и заднюю — кузов, у троллейбусов и автобусов передняя часть ограничена передними дверями, средняя — промежутком между ними, а задняя — промежутком между задней дверью и задней поверхностью кузова. Такое деление обусловлено конструктивными особенностями деталей транспорта, причиняющих повреждения человеку и позволяющих судить об их индивидуальных особенностях. Все боковые столкновения сопровождаются вращательным движением человека вокруг вертикальной оси Вторичный удар деталями транспорта в зависимости от конструкции автомобиля и подварианта травмы человек получает или выше, или ниже центра тяжести тела, что в ряде наблюдений позволяет по характеру, локализации, уровню и механизму травмы диагностировать подвариант, а также решать вопрос о виде транспорта, участвующего в происшествии. Во всех подвариантах травмы следы торможения обычно отсутствуют и пострадавший находится за транспортом. На боковой поверхности транспорта практически всегда имеются горизонтальные счесы пылегрязевого покрытия и краски, на одежде — потертости и протертости, наложения краски транспорта, на обуви — дуговидные следы скольжения. В случаях столкновений под очень острым углом видимые повреждения и наложения на одежде могут отсутствовать. Переднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Первичный удар наносится деталями автомобиля, расположенными выше центра тяжести тела человека. На дороге иногда могут быть осыпь грязи и осколки фонарей — указателей поворотов. Механизм травмы слагается из удара деталями транспорта, трения о них, падения и удара о дорогу (рис. 204). На транспорте изредка имеет место разрушение фонарей-указателей поворотов и практически всегда — полосчатые следы трения. Человек лежит наискось к обочине, головой по направлению движения транспорта. Разрушение фонаря-указателя поворота на одежде оставляет повреждения, вызванные зацепом. Для обнаружения невидимых повреждений на одежде приизводят осмотр одежды в косопадающем свете с обязательным проведением всего комплекса медико-криминалистических исследований с целью установления мест контакта с деталями транспорта (заглаживания ворса, мест уплощений и потертости опорной поверхности материала одежды, внедрения частиц краски) На теле выявляются поперечно расположенные ссадины, оставленные деталями транспорта, карманообразные расслоения мягких тканей, иногда — винтообразные переломы ребер и длинных трубчатых костей нижних конечностей. Причиной смерти является, как правило, травма головы, вызванная ударом о дорогу. Среднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Первичный удар деталями автомобиля наносится ниже, а вторичный — выше центра тяжести тела человека. От первичного удара, обычно подножкой по наружной поверхности бедер, человек, получив вращательное движение, перемещается назад и ударяется. О передний борт кузова, который отбрасывает тело вперед на дорогу. Механизм травмы состоит из тангенциального удара, трения, скольжения, Вращения вокруг вертикальной оси, удара передним бортом кузова автомобиля, отбрасывания, падения, удара и продвижения по дороге (рис. 205). При таком механизме травмы следов на дороге, указывающих на удар деталями транспорта, не бывает. Удар передней поверхностью борта кузова может оставить нарушение пылегрязевых наложений. Пострадавший Лежит головой по направлению движения транспорта, несколько наискось к обочине. Удар передним бортом кузова выбывает повреждения плечевой одежды. Иногда встречается пылегрязевой отпечаток борта кузова. На подошвах Обуви изредка сочетаются дуговидные следы скольжения с продольными или жрсыми, свидетельствующие об отбрасывании тела после удара транспортом (рис. 206). Кроме повреждений, описанных в предыдущем подварианте травмы, удар бортом кузова наносит повреждения мягким тканям спины, лопаткам, остистым отросткам позвонков, головы. После этого человек падает, и повреждения образуются вследствие удара и продвижения по дороге. Заднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.Первичный удар деталями транспорта наносится выше центра тяжести тела человека. Механизм травмы такой же, как и в случаях переднебоковых столкновений человека с транспортом с классической компоновкой кузова (рис. 207). На дороге иногда может быть осыпь грязи. Кроме типичных следов для названного варианта травмы, на боковой поверхности встречаются лоскуты одежды от зацепа о выступающие детали крепления кузова. Положение человека на дороге обусловлено местом и углом первичного удара, а также скоростью транспорта, вызывающего вращение тела вокруг вертикальной оси. Пострадавшие всегда лежат или под углом к краю дороги головой, или по направлению движения транспорта, или перпендикулярно ему, или в сторону, противоположную направлению движения. Одежда изредка повреждается зацепом о выступающие детали борта кузова. Повреждения на обуви и теле аналогичны таковым при переднебоковых столкновениях. Расположение повреждений вследствие взаимодействия с деталями транспорта различно для каждой марки и модели, но всегда выше уровня таза. Переднебоковое столкновение легкового автомобиля с человеком.Первичный удар деталями автомобиля причиняется ниже центра тяжести тела человека. Механизм этого подварианта травмы состоит из тангенциального удара деталями, расположенными ниже центра тяжести тела человека, трения о боковую поверхность автомобиля, удара деталями, находящимися выше центра тяжести тела человека, вращения вокруг вертикальной оси, отбрасывания, падения, удара и продвижения по дороге. На дороге в месте первичного удара встречаются осыпь грязи и осколки стекол фонарей — указателей поворота, а вторичного — осколки лобового стекла. Удар телом человека разрушает фонарь — указатель поворота, и лобовое стекло у передней стойки. Трение человека по боковой поверхности крыла вызывает нарушения пылегрязевого покрытия и счесы краски. Человек лежит наискось к обочине, головой по направлению движения автомобиля. Взаимодействие с фонарем — указателем поворота образует лентовидные разрывы от зацепа на поясной одежде, трение — потертости опорной воверхности материала, протертость его насквозь, наложения краски. Удар о лобовое стекло проявляется перерастяжением материала плечевой одежды и иногда повреждениями типа резаных и колото-резаных. Удар о дорогу причиняет повреждения от удара и не сопровождающиеся сотрясением, а продвижение по ней — потертости и протертости. На подошвах обуви дуговидные следы скольжения могут сочетаться с прямолинейными. На верхе обуви обычно бывают прямолинейные следы скольжения. Повреждения на теле, причиненные ударом деталей автомобиля, локализуются на нескольких уровнях и поверхностях, а взаимодействием с дорогой — на одной. Средневековое столкновение легкового автомобиля с человеком.Первичный удар деталями автомобиля наносится или выше, или на уровне центра тяжести тела человека. Механизм названного подварианта травмы слагается из удара, трения, падения и удара о дорогу. Следов торможения, осыпи грязи, стекол и краски на дороге обычно ке встречается. Боковая поверхность автомобиля на разных уровнях имеет Следы трения, образующиеся взаимодействием с телом человека. Человек лежит наискось головой или по направлению, или перпендикулярно или в сторону, противоположную направлению движения транспорта, что объясняется углом контакта с автомобилем. На одежде в местах контакта с деталями транспорта имеются потертости и протертости, наложения краски, а на подошвенных поверхностях обуви — дуговидные следы трения. На кожных покровах имеются горизонтальные полосчатые следы трения, оставленные деталями автомобиля. Мягкие ткани карманообразно расслоены. Причиной смерти является черепно-мозговая травма. Заднебоковое столкновение легкового автомобиля с человеком.Первичный удар деталями транспорта причиняется ниже центра тяжести тела человека. Механизм этого подварианта травмы аналогичен предыдущему. На дороге иногда встречаются осколки пластмассовых деталей бампера, разрушенного телом человека. Боковая поверхность автомобиля в местах контактов с человеком потерта, а задний бампер может быть оторван, пластмассовые детали разрушены. Человек всегда лежит головой в сторону, противоположную направлению движения транспорта. Детали автомобиля наносят повреждения не только от трения, но и от зацепа выступающим концом бампера поясной одежды. Контакт с деталями автомобиля причиняет полосчатые горизонтальные ссадины на нижних конечностях. Взаимодействие концевой части бампера сопровождается возникновением полосчатых горизонтальных ссадин, соответствующих его ширине. При падении и ударе о дорогу образуется травма головы, являющаяся причиной смерти Заднее столкновение автомобиля с человеком.В практике встречается очень редко и наблюдается во время сельскохозяйственных работ. Оно имеет те же подварианты, что и фронтальное столкновение грузового и легкового автомобиля с человеком. Эти столкновения наблюдаются в случаях движения автомобиля с малой скоростью, в связи с чем следов торможения на дороге, как правило, не бывает. Столкновение грузового автотранспорта с человеком характеризуется расположением места удара выше центра тяжести человека. Механизм травмы обусловлен положением человека. Если человек обращен к транспорту передней поверхностью, то он падает и ударяется о дорогу задней поверхностью, не продвигаясь по ней, что объясняется меньшей площадью опоры в области пяток, а следовательно, и худшей устойчивостью. Механизм травмы при ударе в область спины состоит из удара, падения, удара и продвижения по дороге. О центральных прямых столкновениях свидетельствуют только следы протектора колес на дороге. При нецентральных прямых столкновениях на дороге могут быть осколки стекла стоп-сигнала. Такое столкновение обычно сопровождается перекатыванием колес автомобиля. На заднем борту автомобиля иногда встречаются наложения волос, эпидермиса и крови. Удар в месте расположения стоп-сигнала разрушает его стекла. Пострадавший всегда лежит головой по направлению движения транспорта. Повреждения на одежде образуются перерастяжением. В случаях удара сзади они возникают от удара и продвижения по дороге Удар спереди повреждений на обуви обычно не вызывает, а сзади — причиняет следы трения на подошвенных поверхностях. Перекатывание колес на одежде, кроме повреждений от перерастяжения, оставляет отпечатки протектора. Удар автомобилем травмирует голову и верхнюю треть туловища, где повреждения ограничены и глубоки. От взаимодействия с дорогой страдает поверхность тела, противоположная месту удара Повреждения на ней поверхностны и обширны. Если удар нанесен выступающими головками болтов крепления борта кузова, то возможны «штампованные» повреждения отображающие форму и размеры названной детали. В случаях столкновений с транспортом с вагонной компоновкой кузова первичный удар деталями транспорта причиняется ниже центра тяжести тела человека. Такой удар обусловливает своеобразие механизма, который слагается из удара деталями транспорта, падения и удара об автомобиль, отбрасывания, падения и удара о дорогу. При ударе по задней поверхности тела на передней наблюдаются следы удара и продвижения по дороге. Расположение пострадавших и следов на дороге такое же, как и в случаях столкновения с грузовым транспортом с классической компоновкой кузова. Характер повреждений на теле, одежде и обуви аналогичен предыдущему подварианту травмы, однако уровень расположения их ниже, а площадь больше, чем в случаях столкновений с грузовым автотранспортом. Повреждения от взаимодействия с дорогой такие же, как и в описанном выше подварианте травмы. Столкновения с легковым автотранспортом определяются по локализации первичного удара, нанесенного ниже центра тяжести тела человека. От этого удара человек падает на автомобиль и остается на нем. На дороге иногда встречается осыпь краски автомобиля. На автомобиле в таком случае имеется вдавление с растрескиванием краски. Повреждений на одежде Обычно не выявляется. На подошвах обуви могут быть следы скольжения. Повреждения на теле локализуются в области нижних конечностей, туловища и головы.
|