Главная страница Травма при падении Определение механизма травмы при падении с высоты
21 | 11 | 2017
Судебная медицина

Определение механизма травмы при падении с высоты PDF Печать E-mail

Определение механизма травмы при падении с высоты

Механизм травмы — это последовательность перемещения тела в по­лете и после приземления, согласно законам механики, сопровождаю­щегося чередованием различных видов травматических воздействий, вы­зывающих определенные механические повреждения. Однако процесс формирования повреждений при падении не в полной мере подчиняется законам физики, так как ткани человеческого организма подвижны, эластичны, обладают разной упругостью, сопротивляемостью, системой ры­чагов (суставов) и амортизаторов (кожа, подкожная клетчатка, мышцы, связочного аппарата внутренних органов и капсул), что значительно умень­шает силу удара.

Уменьшение силы удара может быть достигнуто за счет упругого сгиба­ния в суставах вследствие группирования тела, а также одновременного приземлении на две и более областей тела.

При любом виде падения человек, начавший свое движение в одном положении от момента старта до момента приземления, может изменить положение за счет взаимного перемещения отдельных частей и органов тела, имеющих разную массу и объем, отклонения туловища от вертикаль­ной оси, вызывающего сгибание или разгибание, вращение вокруг гори­зонтальной или сагиттальной осей, а также вследствие вращения тела в различных плоскостях вокруг центра тяжести тела или точки соударения с препятствием и в месте приземления.

Порядок определения механизма травмы слагается из оценки результа­тов секционного исследования, данных осмотра места происшествия и проведения сопоставительного анализа между ними.

При установлении механизма травмы необходимо оценить: локализа­цию, высоту, площадь, глубину, объем, характер и взаиморасположение повреждений на теле и одежде для установления места приложения силы, угла приземления, вида травматического воздействия (удара, удара-сотря­сения, растяжения), что позволит определить положение пострадавшего в момент первичного и последующих контактов с преградами по траекто­рии полета.

На механизм травмы влияют «стартовое положение» и отклонение туло­вища от вертикальной оси, вызывающее сгибание или разгибание, враще­ние вокруг горизонтальной или сагиттальной осей, а также удаление тела от основания сооружения. Место первичного удара при прямом падении определяется положением тела в момент приземления.

В случаях вертикального приземления повреждения, нанесенные пер­вичным ударом, многочисленны, ограничены по площади, глубоки, вто­ричным — обширны, поверхностны, повреждения на коже или отсутству­ют, или имеются в незначительном количестве. Повреждения, вызванные ударом в момент приземления на ноги, сопровождаются сотрясением тела. Вращение тела после приземления происходит вокруг горизонтальной или сагиттальной осей.

Для горизонтального приземления типичны обширные и глубокие по­вреждения, локализующиеся в месте приложения силы. Признаки сотрясе­ния могут быть выражены нерезко. Вращения тела не наблюдается.

Расположение ограниченных повреждений на волосистой части головы или подошвенной поверхности стоп в сочетании с повреждениями на перед­ней или задней поверхностях туловища свидетельствует о вращении тела вокруг горизонтальной оси, а на боковой — вокруг сагиттальной. Локали­зация обширных повреждений, нанесенных однократным ударом, смещен­ных в сторону от вертикальной оси тела указывает на вращение вокруг вертикальной оси горизонтально расположенного тела.

Место первичного контакта в случаях ступенчатого падения определя­ется путем сопоставления характера, локализации и глубины повреждений с расстоянием между площадками, их шириной и поверхностью, особенно­стями краев, концов и ребер, с которыми контактировал пострадавший по траектории полета. При таком падении повреждения множественны, лока­лизуются в любых областях, на различных сторонах, поверхностях, уров­нях тела, характеризуются различной глубиной, площадью, проявляются множеством ссадин со следами скольжения, карманообразным расслоени­ем мышц, переломами костей, иногда отсутствием признаков сотрясения тела.

Анализ данных осмотра места происшествия (расстояние от основания сооружения до погибшего, взаиморасположение их и предметов, отделив­шихся в процессе падения, локализация следов на деталях строений и поверхности приземления) позволяет детализировать «стартовое поло­жение», вид падения, траекторию, вращение вокруг анатомических осей тела и места ударов в полете, в момент приземления и удара о поверхность приземления.

В случаях пассивного прямого падения по вертикали пострадавший располагается вблизи сооружения, на одежде и обуви встречаются следы наложения. При активном прямом падении по этой же оси, а также актив­ном и пассивном падении с движением вокруг горизонтальной или сагит­тальной осей и ступенчатом падении погибший находится на значительном удалении от основания сооружения. Свободное падение характеризуется отсутствием оторвавшихся деталей строений на месте происшествия и наличием их в случаях несвободного — рядом с погибшим. В случаях координированных падений следы вдавлений, образованных областями тела, глубоки, а некоординированных — поверхностны, за исключением падений на голову, обширны.

Таким образом, сопоставительный анализ всех данных и рекомендуе­мый порядок установления механизма кататравмы позволяет детализиро­вать ее вид, вариант и подвариант.

Проведение дифференциальной диагностики складывается из установ­ления последовательности образования каждого из обнаруженных на сек­ции повреждений и их группировки в комплексы, характерные для каждой из фаз травмы.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы