Главная страница Транспортная травма Осмотр места происшествия при транспортной травме
18 | 10 | 2017
Судебная медицина

Осмотр места происшествия при транспортной травме PDF Печать E-mail

Осмотр места происшествия при транспортной травме

Расследование транспортных происшествий начинается с осмотра ме­ста происшествия. Осмотру подлежат труп, следы биологического проис­хождения, транспорт, неподвижные предметы, следы на дороге. Методику осмотра определяет следователь, исходя из интенсивности движения на осматриваемом участке дороги и количества посторонних. На дорогах с малой интенсивностью движения (грунтовые проселочные дороги, авто­дороги районного значения, улицы небольших городов и окраины круп­ных) осмотр проводят к трупу. На улицах и дорогах с малой насыщенно­стью транспортом и небольшим скоплением людей осмотр проводят от трупа. На улицах, дорогах и трассах, переполненных большим количе­ством транспорта, с интенсивным движением, при стечении большого ко­личества людей практикуют прерванный осмотр.

Осмотр к трупу осуществляется от периферии к центру и начинается с осмотра и фиксации следов колес или гусениц, предметов, трупа (если на нем не находится транспорт), места расположения и положения транспор­та, фиксации его к неподвижным ориентирам и друг к другу. Далее осмотру подлежат труп и транспорт.

Осмотр от трупа или от центра к периферии начинается с осмотра и фиксации трупа к неподвижным ориентирам, транспорту и близлежащим следам. Затем осмотру подлежат следы на дороге, транспорте, неподвиж­ных предметах.

Прерванный осмотр начинается с составления схемы расположения трупа, транспорта и следов на дороге, привязки и измерения расстояний от трупа к неподвижным ориентирам, ближайшему к трупу следу и транспор­ту. На черновике описывается положение, членорасположение и поза тру­па, фиксируется состояние трупных явлений. После этого труп переносит­ся в кузов автомашины, на которой он будет транспортирован в морг или ближайший двор, подъезд, где будет производиться осмотр тела по обла­стям. После переноски трупа еще раз целесообразно зафиксировать дина­мику развития трупных явлений. Затем приступают к осмотру следов на дороге, транспорте и преградах. Поиск, осмотр и описание следов биоло­гического происхождения на транспорте, преградах и дороге осуществляет судебно-медицинский эксперт. Выявленные следы от контакта с человеком измеряются с обязательным указанием места и высоты расположения их от уровня дорожного покрытия. Наложения тканей человека изымаются по методикам, принятым в судебной медицине, упаковываются и передаются следователю для последующих лабораторных исследований.

Повреждения и наложения следов небиологического происхождения выявляются следователем и описываются экспертами-криминалистами, автотехниками, трассологами или сотрудниками ГАИ. Обнаружив следы, измеряют длину, ширину, глубину и высоту расположения каждого из них от поверхности дороги.

Осмотр транспорта с участием экспертов необходим не только на месте происшествия, но и на смотровой яме или эстакаде, где можно целенаправ­ленно осмотреть детали транспорта под днищем с целью обнаружения тканей и одежды человека. Такие действия на месте происшествия осуще­ствить не представляется возможным ввиду отсутствия условий для де­тального осмотра.

При отсутствии транспорта на месте происшествия и наличии постра­давшего для раскрытия преступления по «горячим следам» важно устано­вить, чем — транспортом или тупым орудием травмы — нанесены повреж­дения. Для этого необходимо оценить повреждения и наложения на теле, головных уборах, одежде и обуви, а также следы на дороге, которые пра­вильно интерпретировать может только судебно-медицинский эксперт, уча­ствующий в осмотре.

Осмотр места происшествия условно делят на несколько этапов: ос­мотр трупа; осмотр дороги и следов на ней; осмотр предметов, с которыми контактировало транспортное средство и участники (водитель, пассажиры), транспорт. Порядок осмотра может меняться в зависимости от вида травмы и условий осмотра.

 Осмотр места происшествия в случаях столкновения транспорта с человеком

 Осмотр места происшествия в случаях столкновения транспорта с человеком начинают с фиксации положения трупа к неподвижным ориен­тирам (столбам, домам, бордюрам, осевой). Если труп лежит у бордюра, то отмечают выраженность ребра. В случаях нахождения трупа между колеей измеряют расстояние между следами колес и ширину следа.

Фиксируют положение трупа к транспорту и ближайшему следу на дороге, описывают положение (на спине, животе) и членорасположение (головой к транспорту или в противоположную сторону), пальцев рук к ногам или в сторону. При осмотре одежды обращают внимание на то, застегнута она или расстегнута, повреждены ли застежки и предметы, находящиеся в карманах, описывают наложения и повреждения. Особое внимание акцентируют на наличие обуви на ногах. Если таковая отсутству­ет, ее необходимо найти и указать в протоколе, на каком расстоянии и с какой стороны обувь находится от трупа. Затем производят осмотр тела трупа по областям.

Описание следов на дороге начинается с характеристики следов протек­тора, торможения, юза, их направления по отношению к осевой и обочине, измеряется длина и ширина следа, расстояние между внутренними поверх­ностями следов для определения марки транспортного средства и возмож­ности перекатывания одним транспортом.

Фиксируется удаленность осыпи грязи, краски и стекол от трупа, осевой или края дороги, следов крови и мозгового вещества.

Описывается расположение головных уборов и предметов, которые на­ходились в руках человека в момент случившегося, измеряется расстояние от них до неподвижных ориентиров и трупа.

Осмотром транспорта устанавливают наличие вдавлений, следов тре­ния, разрушений пластмассовых и стеклянных деталей, нарушение пыле-грязевых наложений с указанием высоты их расположения от уровня доро­ги, измеряют площадь следов трения, длину, ширину и глубину вдавлений, расстояния между ними для суждения об области тела, контактировавшей с транспортом. Осуществляют поиск следов крови, волос и тканей челове­ка, измеряют высоту их расположения от уровня дороги, а затем описыва­ют и изымают для последующих лабораторных исследований.

В случаях отсутствия транспорта на месте происшествия изымают осколки стекол и краски для последующих идентификационных исследо­ваний в криминалистических подразделениях Минюста.

Осмотр места происшествия при столкновении движущихся транспортных средств

Осмотр места происшествия при столкновении движущихся транспортных средств начинают с описания позы (сидит, откинувшись на спинку сиденья; сидит, склонившись на рулевое колесо, и т.д.) потерпев­шего. Если их несколько, то описывается поза каждого из мертвых лиц, находящихся в кабине или салоне транспорта, либо мотоциклистов с указа­нием места нахождения каждого и мест контакта с деталями транспорта каждой области тела в момент осмотра. У автомобилей, оборудованных ремнями безопасности, отмечают их наличие, застегнуты они или расстег­нуты, если застегнуты, то правильно или неправильно.

Осмотр трупа производят в обычной последовательности. При наличии нескольких пострадавших осуществляют поиск пальцевых отпечатков и в первую очередь на рулевом колесе.

По завершении осмотра трупа переходят к исследованию деталей сало­на или кабины транспорта, обращая внимание на изгибы рулевого колеса, вдавлення деталей салона, разрушения пластмассовых и стеклянных дета­лей, следы крови, наложения волос, эпидермиса и других тканей человека.

После окончания осмотра салона фиксируют положение транспортных средств, указывая, какими поверхностями они обращены друг к другу, под каким углом, на каком удалении находятся друг от друга, и уточняя, где (на обочине, осевой, полосе встречного движения и т.д.). Если транспорт­ные средства контактируют друг с другом, то осмотр их проводят после растягивания. Осмотру подлежит каждое транспортное средство. Поверх­ностные повреждения и наложения на транспортных средствах описывают с измерением длины, ширины, а глубокие (вдавлення) — глубины. Обяза­тельно указывается высота расположения их от уровня дороги.

Осмотрев транспорт, приступают к изучению следов на дороге (следов, оставленных колесами, траками; следов торможения и юза, ходовой части; следов удара и скольжения на транспортных средствах, преградах). Описы­вают направление и форму следа, места осыпи краски, грязи и стекол, ото­рванные детали, измеряют расстояние между ними, транспортом, неподвиж­ными предметами, трупом и следами биологического происхождения.

Последовательность осмотра места происшествия при столкновении движущихся транспортных средств с неподвижными предметами (столба­ми, деревьями, стенами зданий и пр.) практически ничем не отличается от осмотра в случаях столкновения движущихся транспортных средств.

Осмотр места происшествия при перекатывании транспорта

Осмотр места происшествия при перекатывании транспорта на­чинают с фиксации положения трупа к неподвижным ориентирам. Описы­вают положение пострадавшего (на спине, животе) по отношению к длиннику дороги и следу колес или гусениц (поперек, косо, вдоль).

Указывают расстояние от головы и ног до обочины. Затем фиксируются следы транспорта, акцентируя внимание на том, прерываются ли они у трупа, имеются ли на нем и начинаются ли они за трупом, изменяют свое направление и на каком удалении от трупа.

Осмотр трупа начинается с фотографирования общего вида отпечатков протектора или гусениц, затем производят масштабную съемку следа на одежде и перерисовывают его на прозрачную полиэтиленовую пленку для последующих идентификационных исследований.

Описав наложения на одежде трупа, приступают к изучению поврежде­ний на одежде и предметах, находящихся в их карманах, что особенно важно в случаях перекатывания гусеничных тракторов.

Далее описывают тело трупа по областям, обращая внимание на кон­фигурацию областей, подвергшихся сдавлению, форму таза, наличие свое­образной формы ссадин, переломов костей, необычное положение конеч­ности, кисти и стопы относительно продольной оси конечности.

Затем фиксируют расположение биологических объектов (крови, голов­ного мозга) на дороге, измеряют расстояние от них до трупа и неподвижных ориентиров, описывают форму следов, обращая особое внимание на наличие в них одинаковых или разных отпечатков протектора, что дает основание судить о неоднократности перекатывания колес, а также особен­ностей рисунка протектора, позволяющих сузить поиск скрывшегося транспорта. Такие отпечатки фотографируют с масштабом для последую­щих идентификационных исследований транспортных средств, участвую­щих в происшествии.

Транспорт осматривается сразу на месте происшествия или после за­держания. Осмотру подлежат все детали ходовой части и пространства под крыльями. Осмотр в обязательном порядке необходимо производить на смотровой яме или эстакаде. Особые усилия следует направить на поиск тканей человека и материалов одежды в труднодоступных осмотру местах. Задержанный транспорт, участвующий в происшествии, зимой осматри­вают после оттаивания наложений в теплом боксе. Во избежание утраты вещественных доказательств категорически запрещается оттаивание теп­лой водой, которой могут быть уничтожены наложения.

Осмотр места происшествия при опрокидывании транспортных средств

Осмотр места происшествия при опрокидывании транспортных средств начинается с описания положения транспорта (на боку, вверх колесами), фиксации его к неподвижным ориентирам, затем отмечается положение трупа (на спине, на животе), особо подчеркивается положение лица, отверстий носа и рта, закрытие их почвой, жидкостью, жижей, дета­лей транспорта, сдавливающих области тела, членорасположение, положе­ние двери (закрыта или открыта).

До манипуляции с транспортом фиксируют расположение следов на дороге, бордюрных камнях, ограничительных столбиках и прочего по их отношению к транспорту и неподвижным ориентирам.

После извлечения пострадавшего из-под транспорта описывают одеж­ду, обращая внимание на пропитывание ее топливом, а затем производят осмотр тела по областям, который оканчивается изучением ложа трупа с указанием характера дорожного покрытия, наличия лужи топлива (если таковая имелась) на месте происшествия.

Затем описывают наложения и повреждения на транспорте.

Осмотр места происшествия при выпадении из кабины или салона с последующим попаданием под колесо или гусеницу

Осмотр места происшествия при выпадении из кабины или салона с последующим попаданием под колесо или гусеницу производится в той же последовательности, что и в случаях перекатывания.

Особенностью таких происшествий является неровность дороги (выбо­ины и пр.), неисправность замков дверей транспорта, открытые двери трактора во время работы.

Осмотр места происшествия начинается с фиксации местоположения трупа к неподвижным ориентирам и ближайшему следу на дороге и транс­порту, если он находится на месте случившегося. Затем проводится осмотр трупа по общепринятой методике. Последовательно осматриваются: труп, дорога с детализацией характера дорожного покрытия, профиля и закруг­ления дороги, следов торможения, транспорт для выявления лоскутов и волокон одежды на выступающих деталях борта кузова (болтах и т.д.).

Экспертиза транспортной травмы проводится по единому плану: озна­комление с постановлением, протоколами осмотра места происшествия и транспорта, схемой транспортного происшествия; исследование одежды, головных уборов, обуви трупа; лабораторные исследования; изучение ма­териалов дела, оценка результатов исследований объектов экспертизы и материалов дела и их сопоставление, написание выводов. В сложных случаях целесообразно участие эксперта в воспроизведении обстановки и обстоятельств события, следственном и экспертном эксперименте, ос­мотре транспорта совместно со следователем, экспертами-автотехниками и трассологами.

Из постановления (направления) эксперт черпает сведения о дате, вре­мени, характере и особенностях дорожного покрытия, направлении движе­ния транспорта, его марке и модели, виде происшествия, действиях водите­ля и пострадавших, о направлении их после случившегося для лечения или судебно-медицинского исследования.

Из схемы ДТП и протокола осмотра места происшествия эксперт полу­чает сведения о следах на дороге, взаиморасположении транспорта, пре­град, пострадавших; из протокола осмотра транспорта — о следах наложе­ний и повреждений на и в транспортных средствах, что позволяет оценить действия участников, установить место первичного контакта, целенаправ­ленно осуществить поиск характерных наложений и повреждений для конкретного вида, варианта и подварианта травмы, определить механизм перемещения и образования повреждений, и на этом основании решить главный вопрос о месте нахождения участника транспортного происше­ствия.

Характер дорожного покрытия позволяет объяснить эксперту характер, форму и глубину повреждений. Сплошные следы торможения свидетель­ствуют об однократном пользовании тормозом, прерывистые — о неодно­кратном, юза — о боковом скольжении, прямолинейные следы указывают на то, что водитель для предотвращения происшествия применил торможе­ние, но не манипулировал рулем, косые и дуговидные следы — на манипу­ляции рулем. В момент торможения передняя часть автомобиля опускается под действием момента, образующегося силами сцепления, приложенны­ми в контакте шин с дорогой, и силой инерции, приложенной в центре тяжести автомобиля. Если водитель тормозил до столкновения, то пере­дний бампер будет ниже нормального расположения, в связи с чем повреж­дения на теле пострадавшего локализуются на высоте, меньшей нижнего края бампера. Осыпь грязи, краски и стекол позволяет судить о месте столкновения, разлитое топливо — о нахождении транспорта на боку или вверх колесами после случившегося. «Выброс» внутренних органов дает основание для вывода о направлении движения транспорта.

Счесы дорожного покрытия, наложения краски, борозды на дороге свидетельствуют о наклоне транспорта и скольжении его по дороге.

Наложения и повреждения на дорожных сооружениях указывают на контакт транспорта и пострадавшего в момент первичного и последующе­го взаимодействий.

Положение тела человека (головой по направлению движения транс­порта или против его движения) позволяет судить: о месте приложения силы, марке транспорта, направлении и угле удара, иногда о виде, варианте и подварианте травмы, положении и взаиморасположении человека и транспорта.

Повреждения и наложения на теле и одежде, головных уборах и обуви дают основания для суждения о виде травмы.

Следы повреждений и наложений на транспорте свидетельствуют об ударе и перемещении транспортных средств по поверхностям друг друга, неподвижным предметам, дорожным сооружениям, участникам, о зацепле­нии участников выступающими деталями транспорта, перекатывании его колес. По характеру и расположению повреждений приходят к выводу о направлении и угле удара. Прямые центральные и нецентральные удары, нанесенные на некотором удалении от свободного края грузопассажирско­го транспорта, проявляются вдавленнями и вызывают поступательное дви­жение в направлении удара. Нецентральные прямые, причиненные вблизи свободного края транспорта, сопровождаются изгибом деталей и разруше­нием стекол фар и подфарников, поступательным перемещением и враще­нием вокруг вертикальной оси. Центральные и нецентральные косые уда­ры образуют в зависимости от угла удара или вдавлення, переходящие в следы трения, или следы трения, переходящие в следы вдавлення. Такие удары вызывают перемещение по косой в сторону направления удара.

Наложения крови, волос, эпидермиса указывают на места контактов с деталями транспорта, дорогой и преградами. Лоскутные повреждения одежды свидетельствуют о зацепе выступающими деталями транспорта, волочении транспортом, движущимся с малой скоростью, падении в про­екции деталей остановившегося транспорта.

Сведения о характере наложений и повреждений на теле, головных уборах, одежде, обуви, транспорте, преградах, дороге помогают эксперту решить вопрос о механизме травмы и месте нахождения участников.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы