Главная страница Тракторная травма Травма человека от перекатывания гусеницами
24 | 09 | 2017
Судебная медицина

Травма человека от перекатывания гусеницами PDF Печать E-mail

Травма человека от перекатывания гусеницами

Гусеница, или гусеничная цепь (лента), представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоящую из подвижных звеньев-траков, шарнирно соединенных между собой пальцами. У некоторых марок и моделей име­ются выступающие шпоры или почвозацепы для лучшего сцепления с грунтом.

Конструкция гусеницы позволяет судить о марке гусеничной машины, а форма и размеры трака — о ее модели. У трактора марки С гусеницы цельношпорные, у ДТ, Т, СТЗ-НАТИ — шпоры составные, у экскаваторов и подъемных кранов на гусеничном ходу шпоры на траках отсутствуют. Знание конструктивных особенностей позволяет судить о машине, скрыв­шейся с места происшествия, и сузить круг разыскных мероприятий. На новых гусеницах шпоры располагаются приблизительно на одном уровне. В процессе эксплуатации грунтозацепы изнашиваются неравномерно, иногда на них образуются повреждения, что позволяет судить об особенно­стях гусеницы и по своеобразной форме повреждений идентифицировать ее. У тракторов марок ДТ и Т шпоры составные. На одном сцеплении двух звеньев расположены две группы шпор по 4 в каждой. Длина шпоры 3 см, ширина — 0,7 см и высота — 3,5 см, за исключением двух крайних, у которых она по 2,5 см. Расстояние между шпорами 1,5 см, а между обеими группами в середине — 3,5 см, ширина гусеницы трактора ДТ-75, Т-74иТ-150 — 39 см.

Звенья гусениц тракторов марки ДТ-54 той же конфигурации и величи­ны, но шпоры расположены по одной прямой линии. Они составляют две группы по 3 и 7 шпор посередине групп.

Звено гусеницы трактора ДТ-55 шириной 54 см, шпоры расположены на одной прямой линии длиной 4, 7, 5 и 6 см.

Шаг новой гусеницы трактора ДТ-75 и его модификации, Т-74 и Т-150 — 17 см, Т-4а — 17,1 см, а его модификации Т-100М, Т-130 — 20,3 см.

В процессе эксплуатации втулки, в которых находятся пальцы, соединя­ющие траки, изнашиваются, ослабевает натяжение гусеничной цепи, она провисает и увеличивается шаг звена гусеницы у тракторов с составными шпорами до 18 см, а у тракторов со сплошными шпорами — до 24 см. Такая гусеничная цепь в соответствии с правилами эксплуатации заменяет­ся новой.

У всех тракторов марки С шпоры располагаются поперечно, а у тракто­ров марки ДТ иТ — в косых направлениях в обе стороны.

Почвозацепы тракторов марки С-80, С-100 представляют собой прямой прямоугольный непрерывный сплошной гребень шириной 11,2 см, высо­той 6 см и длиной у трактора С-80 — 50 см, а у С-100 — 73 см, Т-100М, Т — 130 см, Т-4А — 42 см; на каждом звене имеется по одной шпоре.

Перекатывание гусениц через тело человека отличается от перекатыва­ния колес прерывистостью.

Трак гусеницы, накатившись на препятствие, стоит некоторое время неподвижно, пока вся масса трактора не перекатится на роликах через группу траков, фиксированных на грунте. Каждый трак оставляет после себя следы либо трака (при отсутствии шпор), либо шпор.

Удельное давление шпоры в 30—40 раз выше удельного давления всего звена гусеницы, что объясняется размерами контактирующей поверхности шпоры, которая наносит локальные глубокие изменения. Своеобразие фор­мы и характера, расстояния и чередования повреждений обусловлено кон­струкцией, формой, расположением и положением угла взаимодействия шпоры с одеждой и телом пострадавшего. Движущаяся нависающая шпо­ра, расположенная на значительном удалении от места контакта трака с почвой, захватывает и подтаскивает жертву под гусеницу по механизму затягивания-подтаскивания, вызывая лоскутные повреждения. Отпечатки шпор гусениц бывают позитивными и негативными.

Позитивные отпечатки, возникающие за счет переноса на одежду пла­стов дорожного покрытия, имеют вид прерывистых параллельных полос, разделенных узкими участками чистой ткани, соответствующим зазорам между шпорами.

Негативные отпечатки образуются путем вдавлення шпоры, натяжения Перемещающейся шпорой и вызывают разрыв одежды от зацепа. Форма отпечатка обусловлена углом контакта шпоры, а ее отсутствие — траком, скоростью и конструктивными особенностями ходовой части трактора, толщиной слоев одежды, степенью развития подкожно-жирового слоя. Шпора медленно движущегося трактора марки ДТ (54, 54А, 75), контак­тирующая под прямым углом, оставляет след вдавлення в виде прямо­угольника.

На мягкой подложке повреждения возникают по типу разряжения ткани либо разрыва от перерастяжения нитей основы или утка. Форма таких повреждений может быть трапециевидной, квадратной, прямоугольной, иногда с дополнительными разрывами по краям повреждений. Концы ра­зорванных нитей источены, волокна находятся на разных уровнях.

Шпора медленно движущегося трактора, действующая под острым уг­лом, скользя, вдавливается передним краем и боковым концом, образуя соответственно след скольжения с заглаживанием ворса и металлическим блеском формы незамкнутого прямого угла, «открытого» по направлению движения трактора, иногда заглаживание ворса наблюдается через равные промежутки

Действие шпоры под тупым углом медленно движущегося трактора проявляется сочетанием щелевидного разрыва, непосредственно переходя­щего в след давления. Шпора движущегося со средней скоростью тракто­ра, контактируя под прямым или острым углом, вызывает разрыв формы прямого угла. Стороны его отображают горизонтальную и боковую части шпоры, соприкасавшуюся с одеждой Одна из сторон повреждения, как правило, больше другой. Внутри разрыва находятся неповрежденные крае­вые нити.

Шпоры быстро движущегося трактора, действующие под прямым уг­лом, наносят повреждения формы «ласточкиного хвоста». Механизм тако­го повреждения состоит из действия наружной стороны одной шпоры трака, которая вызывает разрыв материала. В следующий момент на него накатывается другой гребень одноименной стороны и наступает раздвое­ние разрыва. В таких разрывах встречается краевое стояние нитей.

Действие бокового края шпоры быстро движущегося трактора, контак­тирующего под острым углом, причиняет лоскутообразные повреждения с дополнительными сквозными разрывами длиной до 1 см и уплощением краевых нитей. С-образной формы повреждения возникают вследствие попадания ткани между двумя расположенными рядом шпорами двух со­седних траков.

Лестницеобразные или ступенеобразные повреждения образуются от одноименного действия трех шпор одного трака. Каждая из сторон таких повреждений, примерно равных между собой, располагается под углом друг к другу. Внутри них наблюдается краевое стояние нитей. Следы давле­ния шпор могут наслаиваться друг на друга из-за смещения одежды и возникновения складок в момент перекатывания гусениц Лентовидные разрывы хлопчатобумажной ткани образуются захватывающим действием шпоры и сдвиганием ее в сторону, противоположную направлению движе­ния трактора. Иногда по количеству, выраженности и глубине повреждений можно судить о скорости трактора. Движение с малой скоростью сопро­вождается медленным сдавлением, возникновением большого количества наружных повреждений, размятием и перемещением содержимого поло­стей в стороны, разделением тела. Перекатывание с большой скоростью оставляет незначительные наружные повреждения, сочетающиеся с разру­шением скелета, размятием внутренних органов и перемещением их по направлению движения трактора.

Среди повреждений, оставляемых гусеницами, наиболее часто встреча­ются ссадины. Они возникают в результате комбинации давления шпоры на тело со скольжением по его поверхности. С увеличением давления шпоры прекращается ее скольжение. В зависимости от длины скольжения полоса осаднения может быть короткой или длинной. Шпора может скользить до тех пор, пока идущая за ней другая шпора не увеличит давление и общее трение. В таком случае образуются обширные ссадины, напоминающие следы волочения. Длина их в направлении движения трактора наиболее близка к расстоянию между шпорами. Ровность краев ссадин зависит от наличия одежды и образования кожных складок. В открытых областях тела наблюдаются ссадины, по форме и величине совпадающие с отдельными деталями трака, с составными деталями шпор. Если повреждения наносят две смежные шпоры, то участок неповрежденной кожи соответствует зазо­ру между ними. Сплошные или прерывистые ссадины, располагающиеся через равные промежутки, соответствуют расстоянию между гребнями шпор. Такие ссадины имеют прямоугольную форму и располагаются в виде дорожки.

Изредка ссадины имеют вид длинных узких полос, проходящих частич­но параллельно, а частично под углом друг к другу. Длина их обычно соответствует расстоянию между крайними шпорами, а ширина — длине шпоры.

Перекатывание тракторов с цельношпорными траками оставляет полосчатые параллельные, чередующиеся через равные промежутки сса­дины.

Иногда перекатывание гусеницы, имеющей шпоры, причиняет лоскут­ные раны от зацепа и разрыва, отворачивающиеся в сторону, противопо­ложную движению трактора, что позволяет судить о направлении его дви­жения, подлежащие ткани в точке первичного контакта ребра шпоры с тканью размяты. Если при перекатывании трактора вертикальное положе­ние шпоры превалирует над горизонтальным в момент первичного контак­та, то перемещающая шпора захватывает подлежащие ткани и сдвигает их в сторону, противоположную движению трактора, отрывает от подлежа­щих тканей, образуя обширные отслоения кожи с подкожно-жировым сло­ем. Гусеница может перекатиться через любую область тела и деформиро­вать ее.

Степень деформации головы, вызванная перекатыванием гусениц, зави­сит от конструктивных особенностей трака, формы, размеров шпоры, ха­рактера дорожного покрытия. На твердом покрытии и попадании головы между гребнями шпор деформация ее будет больше, чем на мягком.

Шпоры наносят прямоугольные раны, которым соответствуют вдавлен­ные или дырчатые переломы. Первые образуются в случаях нахождения пострадавшего на мягком покрытии, а вторые — на более твердом. В профиль они имеют соответственно либо корытообразный вид, либо форму усеченной пирамиды. Диагностическую ценность, по мнению укра­инского ученого Н.Д. Тополянского (1969), имеет продолговато-дырчатый перелом черепа, позволяющий устанавливать марку трактора.

Перекатывание через голову на твердом грунте приводит к возникнове­нию множественных открытых переломов, выдавливанию размятого го­ловного мозга через естественные отверстия и раны. Иногда трактор про­езжает над пострадавшим, причиняя характерные повреждения.

О нахождении пострадавшего под движущимся трактором свидетель­ствует вдавление наружной костной пластинки со следами скольжения, нанесенное торцевой частью болта крепления коробки передач.

Как и в случаях перекатывания через голову, степень деформации груд­ной клетки обусловлена характером подлежащего покрытия. На твердом покрытии она выражена больше, чем на мягком.

Наличие тонкого слоя одежды и малой скорости трактора, как правило, оставляет ссадины на туловище, нанесенные шпорами.

У пострадавшего, лежащего лицом вниз, часты разрывы грудино-ключичных сочленений. Иногда они наблюдаются и при целости ребер. Пере­ломы ребер бывают одно- и двусторонними.

Односторонние переломы ребер по 1—2 анатомическим линиям на­блюдаются в случаях продольных прокатываний по груди, когда давление оказывает лишь часть гребня шпоры.

Двусторонние переломы ребер по 2—3 анатомическим линиям встреча­ются в случаях поперечных и косых перекатываний гусениц. На наружной костной пластинке ребра обычно возникают полосчатые вдавлення шири­ной 0,8—2 см, совпадающие по ширине с толщиной соответствующей шпоры. Соответственно перелому внутренняя костная пластинка или цела, или имеет извилистую трещину. Такие переломы чаще локализуются по подмышечным линиям. Оскольчатые переломы чаще всего располагаются по окологрудинным, среднеключичным и подмышечным линиям.

Наличие таких переломов объясняется конструктивными особенностя­ми гусеничных машин, у которых передний край гусеницы выступает впе­ред, нависая над дорогой и образуя с ней острый угол. Вследствие этого местом первичного контакта трака является центр грудной клетки, испыты­вающий наибольшее давление, деформацию и уплощение, оканчивающее­ся переломом. После причинения переломов ребер по передним анатоми­ческим линиям, а в положении на животе — и по задним, гусеницы вступают во взаимодействие с боковыми отделами сломавшихся ребер, которые за счет нарушения целости и углового приложения силы шпоры оказывают уже меньшее сопротивление. Такое давление сопровождается вдавлением на наружных костных пластинках ребер без их переломов.

Переломы позвоночника образуют только перекатывающиеся гусеницы по задней поверхности тела. Они оскольчатые и сопровождаются повреждением спинного мозга. Поперечное перекатывание через спину вызывает переломы поперечных отростков позвонков, характер которых обусловлен углом контакта шпоры или промежутка между ними, или трака, не имею­щего шпор. При остром угле контакта остистый отросток смещается по направлению движения трактора, прямом — раздавливается по типу верти­кальной компрессии, тупом — смещается в направлении, противополож­ном движению трактора. От действия шпоры в силу «захватывающего» момента за счет обратного вращения гусеницы остистые отростки смеща­ются в противоположную сторону.

Степень повреждения внутренних органов грудной полости различна и определяется положением (на спине либо животе) в момент перекатыва­ния и действия той или иной детали трака. Шпоры причиняют переломы ребер, их смещение — разрывы легких и сердца концами сломавшихся ребер. Плоская часть трака вызывает разделение бронхов от придавливания к позвоночнику и отделение легких. Продольное и косое пе­рекатывание гусениц через переднюю поверхность туловища вызывает перемещение внутренних органов в направлении движения трактора, а поперечное — в стороны.

По характеру повреждений конечностей можно судить о направлении движения трактора.

При поперечном перекатывании гусеницы характер повреждений обус­ловлен местом контакта с той или иной деталью трака. У разных марок тракторов расстояние между шпорами колеблется от 12 до 30 см. В случаях попадания конечности между шпорами характерных для действия шпор повреждений не остается, но могут быть разлитые кровоподтеки и более или менее обширные ссадины. Наличие толстого слоя одежды препятству­ет возникновению ссадин. Мышцы в зоне действия трака расслоены кро­вью даже в случаях целости кости. Перекатывание через конечность, лежа­щую на мягком грунте, повреждений вообще может не оставить, а на твердом — оно проявляется размятиями и оскольчатыми переломами по типу сдавления в поперечном направлении.

Характер повреждений при косом перекатывании через конечность за­висит от угла, под которым перекатились гусеницы трактора: чем острее угол, тем более выражены признаки тракторной травмы.

Повреждения на коже конечностей наблюдаются на любой поверхно­сти, что объясняется захватыванием шпорами, перекручивающими конечность.

Продольное перекатывание осуществляется вдоль длинника тела или конечности. На коже обычно встречаются ссадины, вызванные действием шпор. Переломы множественные, «ступенькообразные», с выщербленным в центре осколком, ширина которого приближается к толщине шпоры. Выщербленность всегда обращена к месту приложения силы, что позволя­ет судить о направлении движения трактора и позе пострадавшего во время перекатывания.

По повреждениям на теле можно судить о направлении движения трактора. Решение названного вопроса основывается на местах прикрепления лоскутов эпидермиса, глубине ссадин, отслоении кожи с образованием карманов, вдавлений на наружных костных пластинках, выщербленности трубчатых костей, возникающих в месте первичного контакта трака с те­лом пострадавшего.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы