Главная страница Рельсовая травма Травма электропоездом
23 | 09 | 2017
Судебная медицина

Травма электропоездом PDF Печать E-mail

Травма электропоездом

Характерной особенностью повреждений является резкое преоблада­ние случаев удара электропоезда без последующего переезда, что объясня­ется большой скоростью и обтекаемой формой электропоездов.

Повреждения от удара электропоездом характеризуются распростра­ненностью (голова, грудь, живот, конечности), преобладанием внутренних повреждений над наружными, множественностью кровоизлияний, харак­терных для сотрясения тела. Травма, нанесенная электропоездами, подроб­но изучена И.П. Соловьевой (1980), установившей типичные для отдель­ных деталей электропоездов повреждения.

Удар сбрасывателем вызывает характерные повреждения на задних или боковых поверхностях голеней и бедер на соответствующем их высоте уровне. Повреждения чаще имеют вид сплошных или прерывистых, го­ризонтальных или вертикальных ссадин, полосчатой, реже дуговидной формы, иногда расположенных симметрично. Выпуклости дуг ссадин со­ответствуют направлению движения транспорта. Кроме того, удары сбра­сывателем могут вызвать полосчатые горизонтальные кровоподтеки, линейные дугообразные ушибленные и рвано-ушибленные раны, локализу­ющиеся не только на нижних конечностях или в области таза, но и других областях тела, что зависит от положения тела в момент удара, позы погиб­шего. Характер повреждения определяют анатомо-топографические осо­бенности травмируемой области, угол удара и конструкция сбрасывателя.

Характер переломов, причиняемых ударом нижнего края сбрасывателя, разнообразен. При ударах в верхнюю треть голени и в область подколен­ных ямок переломы отсутствуют, что объясняется анатомической особен­ностью травмируемой области.

Повреждения на одежде от удара нижним краем сбрасывателя проявля­ются линейными или овальными разрывами, располагающимися в гори­зонтальной или косогоризонтальной плоскости. В случаях удара по задней поверхности голени они симметричны. Иногда на одежде встречаются наложения веществ, имеющихся на сбрасывателях, форма и размеры кото­рых отображают особенности конструкции сбрасывателя.

Удары вырезами сбрасывателей причиняют параллельные вертикаль­ные раны и ссадины или множественные ссадины, расположенные по контурам ран прямоугольника с закругленными углами, сходного по форме и размерам с вырезом на сбрасывателе.

Повреждения, причиненные верхними боковыми и нижними подножка­ми движущихся электропоездов и электровозов локализуются на задней поверхности тела, на высоте, соответствующей высоте подножек, преиму­щественно в горизонтальном направлении.

При ударах нижними подножками повреждения располагаются в обла­сти ягодиц и бедер. Они имеют вид полосчатых горизонтальных ссадин с овальными ушибленными ранами на концах. Локализация их зависит от позы и положения тела в момент удара. Для ударов нижними подножками также характерны поперечные переломы крестца.

Повреждения, причиненные ударами верхних подножек, представлены полосчатыми, неправильно-ромбовидными горизонтальными ссадинами, реже — линейными ранами или полосчатыми кровоподтеками, располага­ющимися на спине и верхних конечностях.

Удар боковой подножкой чаще оставляет на задней поверхности тела Г-образные ушибленные раны.

На одежде удары подожками образуют прямоугольные лоскутные раз­рывы, иногда расположенные по горизонтальной линии, длина которой соответствует длине подножки. Удар углом боковой подножки может выз­вать Г-образные и П-образные разрывы.

В результате ударов сбрасывателями, расположенными под углами, выступающими вперед, тело отбрасывается не только вперед, но при боль­ших скоростях движения — и круто вверх, чем объясняется возможность возникновения повреждений выступающими деталями, расположенными выше роста человека — фарами, их ободками, козырьками подфарников.

От удара козырьками подфарников образуются глубокие рваные дугооб­разные раны на голове и лице, как правило, сочетающиеся с многооскольчатыми переломами подлежащих костей.

Удар ободком фары по голове вызывает дугообразные или С-образные рвано-ушибленные раны, нередко сочетающиеся с вдавленными и террасовидными переломами костей свода черепа, с наличием на краях осколков костей, краски, ржавчины, частиц почвы и пр.

Повреждения на головных уборах от удара по голове выступающими деталями электровозов и электропоездов, обнаруживаются редко, вслед­ствие их «слетания». Удар деталями транспорта сопровождается отбрасы­ванием, падением, ударом об инженерные сооружения, а также скольжени­ем по полотну дороги.

Характерным для падения и ударов о разные детали строений железно­дорожного пути является расположение повреждений на стороне, противо­положной месту первичного удара. В большинстве случаев это множественные поверхностные повреждения, чаще локализующиеся над костны­ми выступами. Лишь в единичных наблюдениях они могут отображать форму травмирующей детали. Удар о шляпку крепежного винта рельса образует параллельные рваные раны в лобной области, ссадины, причи­ненные резьбой болта, скрепляющего стыки железнодорожных рельс (В.И. Кононенко, 1956); повреждения о грани деревянных шпал (О.Х. Поркшеян, 1965), ограниченные вдавленные переломы костей свода черепа от удара об элементы балласта пути; повреждения головы ударами о головки костылей, болты, крепящие их гайки (И.П. Соловьева, 1971). Удары, выз­ванные падением, могут сопровождаться разнообразными переломами. Скольжение по железнодорожному полотну приводит к повреждению головы и конечностей, а также обширному загрязнению тела и одежды частицами балластного слоя пути (песок, гравий, шлак) и смазочными веществами.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы