Повреждения одежды и обуви тупыми орудиями
 
 
Главная страница Повреждения головных уборов, одежды и обуви Повреждения одежды и обуви тупыми орудиями
14 | 08 | 2018
Судебная медицина


Повреждения одежды и обуви тупыми орудиями PDF Печать E-mail

Повреждения одежды и обуви тупыми орудиями

Морфология повреждений на одежде и обуви зависит от вида травма­тического воздействия: удара (прямого, косого, тангенциального или ка­сательного), сдавления (со смещением и без смещения сдавливающих орудий), растяжения и трения (скольжения, покоя), характера, формы и размеров контактирующей поверхности, угла и направления движения орудия травмы. Каждый из них вызывает определенные повреждения, по­зволяющие установить обстоятельства травмы.

Прямой (угол около 180°) или отвесный (угол около 90°) удар орудием с ограниченной поверхностью вызывает образование так называемых «штампованных» повреждений, отображающих полностью конфигурацию и размеры контактирующей поверхности орудия. В зависимости от скоро­сти движения и силы удара возникают либо уплощения опорной поверх­ности материала одежды, либо отверстия, напоминающие входные огне­стрельные.

Последовательность возникновения таких повреждений слагается из сдавления материала ударом малой силы, растяжения и раздавливания материала ударом большой силы. Края отверстий довольно ровные, концы нитей уплощены и источены в направлении центра, неровные. По краю повреждения имеются иногда равномерные наложения краски или ржавчи­ны, пыли или грязи. При ударе в области с большим массивом мягких тканей по краям повреждения может наблюдаться потертость опорной поверхности материала за счет скольжения орудия травмы, втяжения им материала в случаях проникновения в ткани.

Пример 1. На передней поверхности правой полы куртки в 20,7 см ниже правого плечевого шва и в 22,4 см левее правого бокового располагается округлое отверстие диаметром 2,8 см с относительно ровными краями. Опорная поверхность материала на удалении до 0,5 см от края потерта. Толщина материала постепенно уменьшается к краю отверстия. Концы поврежденных нитей уплощены, источены, раздавлены, неровны. В зоне потертости имеются наложения зеленой краски, повторяющие контуры отверстия.

Косой удар орудием с ограниченной поверхностью оставляет повреж­дения, частично отображающие форму и размеры контактирующей поверх­ности орудия.

Последовательность образования этих повреждений отличается от по­следовательности возникновения повреждений прямым ударом тем, что вначале возникают повреждения от трения, а потом — от сдавления и растяжения. В точке первичного касания орудия наблюдается некоторая потертость опорной поверхности материала одежды, переходящая в уплощение и истончение, определяемые углом контакта, либо в раздавливание (угол, приближающийся к прямому), либо в разрыв (угол меньше 45°) концов нитей. В месте первичного воздействия иногда встречаются нало­жения краски, переходящие в уплощение материала и оканчивающиеся истончением и разрывом нитей. Удар малой силы на одежде оставляет следы вдавлення, представляющие собой уплощение опорной поверхности материала.

Пример 2. На донышке фуражки, на удалении 10,5 см кзади от места соединения кругового шва донышка с передним швом квартирки ив 10,3 см правее левого края донышка, — дуговидное повреждение, выпуклостью обращенное вперед. Расстояние между концами повреждения 3,5 см. Края повреждения относительно ровные. Концы нитей раздавленные, неровные. На удалении до 0,3 см от переднего края дуги повреждения опорная поверх­ность ткани потерта, а на удалении до 3 см от заднего края — уплощена.

Тангенциальный удар и удар под очень острым углом орудия с ограни­ченной поверхностью вызывает лоскутные разрывы одежды. На тканых материалах они имеют форму прямого угла.

Последовательность образования таких разрывов слагается из скольже­ния орудия, оставляющего потертость опорной поверхности материала, сдавления, проявляющегося уплощением опорной поверхности материала, натяжения, сопровождающегося разрывом нитей основы и утка, определя­ющими форму разрыва. Концы разорванных нитей метелкообразно разлох­мачены.

Пример 3. На спинке пальто в 70,2 см ниже левого плечевого и в 15,6 см правее левого бокового шва, на высоте 98 см от подошвенной поверхности правого туфля — лентовидный горизонтальный разрыв размерами 2x3,5 см, свободным концом обращенный влево. На удалении до 2 см от конца разрыва ткань потерта, истончена в направлении свободного конца. Концы нитей у конца истончены, метелкообразно разлохмачены. Такие же особен­ности имеют и концы нитей по краям повреждения.

Прямой удар орудием с распространенной поверхностью и удар об орудие с распространенной поверхностью на ветхой одежде вызывает об­разование или щелевидных, или крестообразных разрывов, соответствен­но вдоль нитей основы или утка, а также вдоль нитей основы и утка. Эти разрывы возникают вследствие перерастяжения нитей. Края повреждений неровные, концы нитей метелкообразно разлохмачены. Концы разрывов соединены обычно осыпавшимися нитями основы или утка.

Пример 4. На передней поверхности правой полы куртки в 28,8 см ниже правого плечевого шва и в 16,8 см левее правого бокового шва локализу­ется щелевидный вертикальный разрыв длиной 6,7 см с неровными края­ми. Концы разорванных нитей метелкообразно разлохмачены. У правого края находятся осыпавшиеся целые нити основы.

Кроме повреждений в месте удара за счет деформации туловища и натяжения ногами, согнутыми в коленных суставах, при столкновении транспортных средств возникают разъединения одежды по швам, локализующиеся вдали от места приложения силы. В их просвет выстоят нитки машинной строчки, соединяющие детали одежды. Концы разорванных ни­ток метелкообразно разлохмачены.

Пример 5. Обе штанины брюк разъединены по наружным швам на про­тяжении 15,4 см правого и 14,7 см левого, соответственно на удалении 40,3 см и 44,7 см от верхнего края пояса. В просвете разъединений нитки машинной строчки с метелкообразно разлохмаченными концами.

Удар ребром тупого орудия вызывает образование щелевидных повреж­дений с довольно ровными краями, с уплощенными концами нитей, распо­лагающимися на одном уровне. Щелевидные повреждения могут локали­зоваться не только вдоль нитей основы или утка, но и в косом направлении, не связанном с направлением нитей переплетения материала.

Последовательность возникновения повреждений состоит в резком сдавлении и разрыве материала одежды. Такую же форму и последователь­ность возникновения повреждений имеют и повреждения типа колото-резаных, нанесенных стеклом, которое разбивает человек. Иногда по краям повреждений встречаются и наложения краски, пыли и грязи.

Пример 6. На спинке плаща в 15,3 см ниже левого плечевого шва и в 10,2 см правее шва левой проймы — вертикальное щелевидное поврежде­ние длиной 2,1 см. Края повреждения неровные. Опорная поверхность ткани в 1,5 см левее и 0,2 см правее края повреждения потерта. Потер­тость переходит в истончение материала и разрыв нитей утка с уплощенны­ми, метелкообразно разлохмаченными концами.

Удар по фурнитуре вызывает разлом или прогиб, определяемый мате­риалом, из которого она изготовлена.

Пример 7. На правой поле кителя третья форменная пуговица вогнута.

Повреждения от трения возникают всегда в месте непосредственного контакта одежды с орудием. В зависимости от величины, времени и силы сцепления образуется потертость опорной поверхности материала или его протертость насквозь. Характер повреждений кореллируется степенью гладкости или шероховатости поверхности, по которой скользит тело или орудие. При неплотном контакте с гладкой поверхностью опорная поверх­ность материала из синтетики заглаживается и дает «металлический» блеск. Под микроскопом вершины переплетения волокон выглядят разлох­маченными. От трения о шероховатую поверхность разлохмаченность во­локон видна даже невооруженным глазом. Концы таких волокон материа­лов из синтетики оканчиваются «бусинками» оплавленного материала. На границе с «бусинками» нити твердые, неэластичные. Между переплетения­ми нитей находятся инородные включения — частицы почвы, краски, материала орудия, контактировавшего с одеждой пострадавшего.

Плотный контакт материала одежды вызывает протертость насквозь, образуя различной формы отверстия с истонченными краями. Концы ис­тонченных нитей разводокнены.

Плотный контакт одежды из синтетики во время трения ее о гладкую поверхность вызывает «спекание» волокон, и они становятся ломкими и твердыми.

Длительное скольжение и волочение вызывает зацеп и заворачивание одного из краев участка протертости. В этом случае потертость локализует­ся не только на лицевой, но и на изнаночной поверхности. По расположе­нию такой потертости можно судить о направлении перемещения потер­певшего.

Пример 8. На правой штанине брюк в 50 см ниже верхнего края пояса и по обе стороны от переднего сгиба распознается неопределенной формы участок протертости ткани размерами 3,5x3,2 см. Нижний конец этого участка оканчивается завернутым вниз лоскутом ткани. Верхний конец его истончен. Концы нитей, как верхнего конца, так и нижнего по краям метел-кообразно разлохмачены. Опорная поверхность ткани лицевой поверхно­сти у верхнего конца и по краям, а также изнаночная поверхность лоскута потерты. Волокна нитей разлохмачены. Между ними внедрены частицы желтой песчаной почвы.

Повреждения от трения об острые края разбившихся стекол проявляют­ся повреждениями типа резаных. Они имеют остроугольные концы, отно­сительно ровные края и разрезанные на одном уровне концы нитей с чередующейся гладкой и негладкой поверхностью разреза.

Пример 9. На передней поверхности сорочки, на площади 30x40,2 см имеются множественные щелевидные, с беспорядочно расположенными длинниками повреждения размерами от 0,2x0,1 см до 1,3x0,1 см с относи­тельно ровными краями и остроугольными концами, местами с надрезами или концевой, или краевой нити. Концы одних нитей разрезаны ровно и гладко, других — ровно, но не гладко за счет вытяжения отдельных волокон.

Повреждения, причиненные растяжением, являются самостоятельным видом повреждений, не сопровождающим таковые от удара и сдавления. Эти повреждения возникают при зацеплении одежды об орудия с выступа­ющей ограниченной поверхностью. Иногда их именуют повреждениями, вызванными зацепом, представляющими собой на тканых материалах повреждения формы прямого угла или П-образной ленты, названные Т.В. Великоруссовой (1975) лентовидными разрывами. Они проходят вдоль нитей основы или утка. Вершина углообразного или П-образного лоскута всегда указывает на место первичного контакта, а отвернутая часть — на направление движения тела или орудия. Морфология и после­довательность их образования такие же, как и щелевидных разрывов, при­чиненных ударом об орудие с распространенной поверхностью.

Кроме того, повреждения от растяжения возникают при переноске по­страдавшего и транспортировке трупа. Они проявляются разъединениями одежды по швам и отрывами пуговиц. Концы разорванных ниток машин­ной строчки и ниток ручного пришива метелкообразно разлохмачены.

В случаях переноски трупа, удерживаемого за рукава и штанины лицом вверх, разъединяются швы проймы и задний центральный шов плечевой одежды, а также шаговый шов и иногда брючный ремень, а во время транспортировки трупа лицом вниз разъединяются швы проймы и отрыва­ются пуговицы на полах и поясной одежде.

Таким образом, по локализации и характеру повреждений можно судить о действиях лиц и положении трупа во время его транспортировки, что в ряде наблюдений позволяет реконструировать случившееся.

Повреждения, вызванные сдавлением, возникают при сдавлении без смещения и со смещением сдавливающих орудий. Первые образуются в случаях придавливания опрокинувшимся транспортом или каким-либо грузом, упавшим с высоты, вторые — в случаях транспортных происше­ствий.

Повреждения от сдавления без смещения сдавливающих орудий прояв­ляются разъединениями плечевой одежды по боковым швам, а поясной — по наружным, внутренним и шаговому.

Повреждения от сдавления со смещением сдавливающих орудий на­блюдаются во время перекатывания колес колесного и рельсового транс­порта. Эти повреждения выглядят в виде стойких складок, определенных харьковским судебным медиком Л.В. Станиславским (1969) как фрикцион­ное гофрирование одежды. Если орудие или тело двигалось, то на верши­нах складок выявляется потертость, и их вершины обращены в сторону, противоположную началу движения. В местах, противоположных началу движения сдавливающего орудия, за счет натяжения и смещения материала образуются разъединения одежды по швам и разрывы вдоль нитей основы или утка, отрцвы пуговиц.

Пример 10. На правой штанине брюк в 40,7 см ниже верхнего края пояса и в 16,2 см левее наружного шва усматриваются участки загрязнения зем­листой почвой, чередующиеся с чистыми участками, расположенными на общей площади 10,6x7,8 см. Нижние края участков с четкими границами, верхние — «смазаны». При сопоставлении их образуется участок стойких складок, вершинами обращенный к свободному концу штанин. Опорная поверхность материала штанин в зоне наложений и стойких складок потерта.

Взаимодействие с дорогой на одежде оставляет наложения частиц до­рожного покрытия, почвы, маслянистых веществ, находящихся на дороге. По этим наложениям эксперт может сказать о том, с каким веществом контактировал пострадавший.

Химические повреждения одежды кислотами и щелочами в экспертной практике в настоящее время встречаются крайне редко. Иногда они наблю­даются только в случаях столкновений тяжелых мотоциклов с преградами, когда вследствие деформации рамы разрушается аккумулятор, располо­женный слева под седлом водителя мотоцикла. В этом случае аккумулятор­ная серная кислота попадает на носки и одежду, оставляя на синтетической одежде отверстия с оплавленными краями. Под микроскопом такие по­вреждения напоминают узоры «оплавленного на солнце льда». Автор, пер­вый описавший их (1981), считает этот признак характерным для травмы водителей тяжелых мотоциклов.

Пример 11. На передней поверхности ластика и паголенка левого носка на площади 10,2x9,8 см имеются множественные, неопределенной формы отверстия размерами до 0,8 см с неровными, но гладкими краями, напоми­нающие оплавленный на солнце лед, окруженными наложениями белого порошкообразного вещества.

Пропитывания одежды топливом характерны для мотоциклетной и тракторной травмы. По запаху, исходящему от одежды, ориентировочно судят о транспорте, участвующем в происшествии. От одежды мотоцикли­стов чувствуется запах бензина, и она сама имеет маслянистый вид, а от одежды трактористов, часто полностью пропитанной дизельным топли­вом, чувствуется его запах. По расположению пропитываний иногда можно высказать мнение о месте нахождения участника мототранспортного про­исшествия и его положении после травмы. У водителей мотоцикла пропи­тывания одежды топливом в виде брызг локализуются на передневнутрен-ней поверхности поясной одежды. Диффузные пропитывания на задней или передней поверхности одежды свидетельствуют о горизонтальном по­ложении пострадавшего соответственно лицом вверх или вниз в луже топлива на месте происшествия.

Повреждения на обуви, как и на одежде, образуются вследствие удара, сдавления, трения и растяжения. Каждый из перечисленных видов травма­тического воздействия вызывает характерные повреждения, позволяющие судить о положении и взаиморасположении пострадавших, а также их действиях в случаях транспортной травмы.

Повреждения, причиненные ударами об орудия с ограниченной поверх­ностью, проявляются вдавленнями на верхе обуви. Такие повреждения чаще наблюдаются во время падения и удара о предметы на дороге или ударе о детали транспорта.

Резкий удар по фиксированной ноге, обутой в шнурованную обувь, вызывает, вследствие деформации стопы, разрывы обуви по швам и разры­вы шнурков, отрывы подошвы от верха и отрывы каблука от подошвы в результате лопания ниток, скрепляющих детали обуви.

Резкий удар по нефиксированной ноге, обутой в штиблеты или в неза­шнурованную обувь, сопровождается «разуванием» потерпевшего, когда обувь сбрасывается с ноги и отлетает на значительное расстояние, о чем надо помнить, осуществляя поиск обуви на месте ДТП.

Удар об орудие с ограниченной поверхностью, падение на дорогу, име­ющую выступы, могут причинить лоскутные разрывы от зацепа углообраз-ной формы.

Повреждения на обуви, вызванные трением, позволяют судить о на­правлении удара, продвижении и действиях потерпевшего.

Центральный прямой удар по стоящему человеку сопровождается обра­зованием следов трения, скольжения на обеих подошвах обуви. Они пред­ставлены бороздками и валиками, направленными вдоль длинника подо­швы. В конце следа скольжения в бороздки внедрены частицы дорожного покрытия. Падение и продвижение по дороге вызывает следы скольжения, локализующиеся на верхе передней поверхности обуви в зоне носков.

Пример 12. На подошвенной поверхности обеих туфель проходят парал­лельные продольные бороздки и валики. Задние концы бороздок оканчива­ются внедрившимися малыми частицами дорожного покрытия.

Наличие продольных следов скольжения на одной подошве и отсут­ствие их на другой указывает на ходьбу человека. Наличие таковых на подошве и каблуке свидетельствует о полной опоре стопой и нахождении второй стопы в воздухе. Расположение следов скольжения в зоне носка одного предмета обуви и каблука другого позволяет считать, что человек шел по дороге обутый.

Косой удар вызывает возникновение косо направленных следов сколь­жения. Отбрасывание, падение, удар и продвижение по дороге сопровож­даются образованием следов скольжения, расположенных на наружной поверхности одного предмета обуви и на внутренней поверхности другого.

Тангенциальный удар проявляется дуговидными следами скольжения на подошвах обуви. По внедрению в бороздки инородных частиц в ряде наблюдений можно судить о направлении удара, положении человека и стороне контакта с транспортом.

У водителей транспортных средств могут быть отрывы каблуков от подошвы. Они причиняются ударом переднего конца каблука о педали управления автомобиля и подножки мотоцикла.

Резкое торможение ножным тормозом на подошве обуви, чаще кожа­ной, мотоциклистов с правой ноги оставляет след вдавлення, переходящий в след скольжения с «металлическим блеском». Он представляет собой продольно направленную полосу шириной около 3 см, возникающую от контакта с площадкой педали в случаях торможения ножным тормозом.

Торможение ногами проявляется множественными параллельными, продольно направленными следами скольжения на подошвах обуви мото­циклистов. Наличие их на одной из подошв свидетельствует об опоре ногой о дорогу для сохранения равновесия.

Повреждения от сдавления без смещения сдавливающих орудий на обуви встречаются крайне редко, в то время как повреждения, причинен­ные сдавлением со смещением сдавливающих орудий, наблюдаются часто, особенно в случаях транспортной травмы. Такие повреждения проявляют­ся деформацией обуви, разрывами ее по швам, отрывами верха от подо­швы. Подобные повреждения вызываются соответственно сдавлением колесом в случаях его перекатывания и перерастяжением ниток, скрепляю­щих ее детали.

При перекатывании колес рельсового транспорта образуются разделе­ния обуви в различных направлениях. По краям их наблюдаются «металли­ческий блеск» и наложения маслянистых веществ.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы