Главная страница Мотоциклетная травма Травма пешехода от столкновения с мототранспортом
23 | 09 | 2017
Судебная медицина

Травма пешехода от столкновения с мототранспортом PDF Печать E-mail

Травма пешехода от столкновения с мототранспортом

Это часто встречающийся вид мототравмы. В отличие от автотравмы, травмируются пешеход и мотоциклисты. Однако чаще травму получает стоящий, идущий и бегущий человек. Удар пешеходу причиняют детали мотоцикла и его коляски, в связи с чем выделяют два варианта столкнове­ния: столкновение мотоцикла с человеком и столкновение коляски мото­цикла с человеком.

Уровень расположения повреждений, причиненных первичным ударом пешеходу не превышает верхней границы таза человека, что позволяет диагностировать названный вид мототравмы.

В случаях мототравмы по следам на дороге можно оценить действия водителя.

Разделение следа колес на два или на три следа указывает на резкий поворот, от чего колеса идут в разных направлениях, оставляя след, свиде­тельствующий о попытке мотоводителя соответственно мотоцикла-оди­ночки или мотоцикла с коляской, в критический момент объехать пре­пятствие.

Отсутствие следов торможения и счесов дорожного покрытия указыва­ет на то, что водитель не пытался предотвратить столкновение и после него мотоцикл не упал. На некотором удалении от места столкновения могут быть осколки стекла фары или ветрового щитка, не разрушившегося в момент удара. Человек лежит в стороне, позади мотоцикла. На место падения человека указывают следы крови.

Отсутствие следов торможения до места столкновения и след счеса, царапин, наложений краски мотоцикла, оканчивающихся у лежащего на боковой поверхности мотоцикла, свидетельствует о том, что водитель не пытался избежать столкновения и после столкновения мотоцикл начал падать. От начала контакта с дорогой до лежащего мотоцикла могут быть оторванные и разбитые детали мотоцикла. Иногда мотоциклист лежит в луже топлива, вытекающего из топливного бака.

Человек лежит в промежутке между местом столкновения и мотоцик­лом. Наличие следа торможения мотоцикла, прерывающегося в месте стол­кновения, и начинающегося следа счеса асфальта, оканчивающегося у лежащего на боковой поверхности мотоцикла-одиночки, указывает на торможение и опрокидывание мотоцикла после столкновения.

Человек располагается в промежутке между прерывающимся следом торможения и мотоциклом. Удар о человека наиболее часто повреждает детали передней и боковой поверхности мотоцикла, а взаимодействие с дорогой — детали боковой поверхности мотоцикла, противоположной месту удара о человека.

Предметы, находящиеся на человеке и в его руках, а также обувь могут лежать в стороне и несколько кпереди от места столкновения.

Положение человека на месте происшествия определяется местом при­ложения силы. Удар, причиненный ниже центра тяжести тела, вызывает падение человека головой в сторону, противоположную направлению дви­жения мотоцикла, а выше центра тяжести тела — падение головой по направлению движения мотоцикла. Удар концевой частью руля причиняет вращение, обусловленное силой и углом удара, а также удаленностью от вертикальной оси тела, что вызывает падение головой либо в направлении движения мотоцикла, либо наискось — к осевой или обочине, либо в направлении, противоположном движению мотоцикла.

Расположение мотоцикла во многом обусловлено скоростью его движе­ния и действиями мотоциклистов В случаях столкновений мотоциклов, движущихся с большой скоростью, руль «выбивается» из рук водителя и мотоцикл разворачивается в сторону, противоположную движению. При движении с небольшой скоростью водитель успевает манипулировать ру­лем, и мотоцикл лежит на боковой поверхности или наискось к осевой или передней поверхностью по направлению движения.

Мотоцикл практически всегда находится впереди пострадавшего.

Травма от столкновения мотоцикла с человеком характеризуется рас­положением повреждений, причиненных ударом деталями мотоцикла, на любой из поверхностей тела, причем повреждения, вызванные первич­ным ударом, располагаются на уровнях голеней и таза. Локализация повреждений от удара деталями мотоцикла и контакта с дорожным по­крытием позволяет подразделить этот вариант на три подварианта: столк­новение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мото­цикла ниже центра тяжести тела человека; столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла выше центра тя­жести тела человека; столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже и вторичном — выше центра тяже­сти тела человека.

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла ниже центра тяжести тела человека

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла ниже центра тяжести тела человека определяется по расположению повреждений от первичного удара деталями мотоцикла в области голеней и вторичного удара о дорожное покрытие — в области головы, на одноименных сторонах и поверхностях тела.

Такое столкновение наблюдается в случаях попытки объезда человека, когда водитель поворачивает руль в сторону и наклоняет мотоцикл на боковую поверхность. Иногда водитель или пассажир движущегося с ма­лой скоростью мотоцикла пытаются затормозить ногой, отставляемой в сторону наклонившегося мотоцикла, и оставляют на дороге, в зависимо­сти от характера дорожного покрытия, следы наложения материала подо­швы обуви (на дороге с твердым) или борозду (на мягком покрытии).

На дороге следов торможения мотоцикла, как правило, не выявляется, что объясняется попыткой водителя осуществить маневр и избежать столк­новения. Иногда на дороге может встретиться след колес, направленный к осевой или к обочине, и след торможения ногой, указывающие на маневр мотоциклиста. Падение на боковую поверхность проявляется следами трения и наложениями краски, оставленными дугами безопасности, поднож­ками и деталями боковой поверхности мотоцикла, следы крови мотоцикли­стов, получивших травму вследствие удара о дорогу.

Удар человеку ниже центра тяжести тела может причинить колесо, дуга безопасности, ребро охлаждения цилиндров двигателя, подножка мотоцик­ла, нога мотоциклиста, согнутая в коленном суставе и отставленная в сторону. Такой удар вызывает падение на дорогу головой в сторону, противоположную направлению движения мотоцикла.

Положение мотоцикла на дороге обусловлено действиями водителя. Мотоцикл может лежать на боковой поверхности или стоять на колесах наискось к осевой или обочине либо параллельно им, всегда передней Поверхностью по направлению своего движения.

Детали мотоцикла ударом о человека повреждаются крайне редко, в то время как удар о дорогу может их оторвать, а продвижение по ней — Оставить на ней следы трения, стертость краски и металла.

При осмотре плечевой одежды обращает внимание отсутствие повреждений, вызванных ударом деталями мотоцикла. На поясной одежде встре­чаются пылегрязевые наложения отпечатков деталей мотоцикла. На обуви выявляются следы скольжения, направление которых зависит от скорости выполнения маневра мотоциклистом, в связи с чем они могут иметь про­дольное, косое и дуговидное направление.

Ударом о дорогу плечевая одежда иногда разрывается по швам, а поясная остается практически всегда целой, что объясняется дуговидным изгибом тела и большей массой верхней половины тела, вступающей первой в контакт с дорогой.

Механизм травмы (рис. 246) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Механогенез травмы и локализация повреждений у человека при столкновении мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла ниже центра тяжести

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла выше центра тяжести тела человека

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла выше центра тяжести тела человека устанавливается по локализации повреждений, нанесенных первичным ударом деталями мотоцикла в области таза и вторичным ударом о дорожное покрытие — в области головы, на противоположной первичному удару стороне и поверхности тела.

Эти столкновения встречаются во вре­мя ходьбы человека по краю проезжей части и объезда его мотоциклистом, дви­жущимся с большой скоростью, когда во­дитель не успевает наклонить мотоцикл в сторону и удар наносится рычагом руля, а также деталями, укрепленными на нем (рис. 247).

Удар средней частью руля отбрасывает человека и мотоцикл не изменяет направ­ления своего движения. На дороге следов торможения мотоцикла и мотоциклистов не наблюдаются.

На некотором удалении от места столк­новения могут быть осколки стекол зерка­ла заднего вида, ветрового щитка и фары, если она была плохо укреплена в корпусе

Мотоцикл стоит на колесах или скрывается с места происшествия.

При движении с очень большой скоростью от удара концевой частью руля после столкновения руль «выбивается» из рук водителя и мотоцикл разворачивается в противоположном движению направлении. В этом слу­чае на дороге может быть осыпь стекол, за которой начинается след сколь­жения, наложения краски и резины подножки мотоцикла, оканчивающийся у лежащего на боку мотоцикла.

Человек всегда обращен головой по направлению движения мотоцикла, в стороне и сзади него. На место падения указывают следы крови.

От удара о человека руль мотоцикла иногда изгибается, рычаг ручного тормоза отрывается, зеркало заднего вида и ветровой щиток разрушаются. Падение и удар мотоцикла боковой поверхностью о дорогу повреждает детали боковой поверхности мотоцикла на стороне, противоположной ме­сту контакта с человеком.

Этот вариант характеризуется расположением повреждений от первич­ного удара деталями мотоцикла в области таза и вторичного удара о дорож­ное покрытие — в области головы, на противоположных первичному удару стороне и поверхности тела.

В зависимости от функционального положения стоп, на подошвах обу­ви могут быть следы скольжения, особенности которых аналогичны тако­вым в случаях автомобильной травмы. На плечевой одежде иногда встре­чаются повреждения, вызванные зацепом деталей руля мотоцикла. На противоположной удару стороне деталями руля на поверхности плечевой, поясной одежде и верха обуви наблюдаются, как правило, потертости и протертости материала насквозь.

Механизм травмы (рис. 248) и дифференциально-диагностические при­знаки отображены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Ссадина трапециевидной формы - отпечаток зеркала заднего вида на плече

Механогенез травмы и локализация повреждений при столкновении мотоцикла с человеком при первичном ударе деталями мотоцикла выше центра тяжести

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла ниже и вторичном выше центра тяжести тела человека

Столкновение мотоцикла с человеком при первичном ударе деталя­ми мотоцикла ниже и вторичном выше центра тяжести тела человека определяется по расположению повреждений от первичного уда­ра деталями мотоцикла в области голеней, вторичного — в области таза, на одноименных сторонах и поверхностях тела и удара о дорожное покры­тие — в области головы, на противоположных первичному и вторичному ударам сторонах и поверхностях тела.

Такой подвариант травмы бывает в случаях нахождения пострадавшего на проезжей части дороги, когда движущийся, обычно с большой скоро­стью, мотоциклист не успевает произвести маневр, причиняя первичный удар человеку передним вращающимся или заторможенным колесом, гря­зевым щитком, пером вилки. От удара колесом мотоцикла человек падает назад, ударяясь о фару, ветровой щиток и мотоциклиста, которые отбрасы­вают его вперед по направлению движения мотоцикла.

При таком столкновении водитель мотоцикла не пытается предотвра­тить столкновение, и после столкновения мотоцикл не падает. Следы тор­можения и счесы дорожного покрытия отсутствуют. На некотором удале­нии от места столкновения — осколки стекол фары или ветрового щитка, что объясняется массой мотоцикла (меньшей по сравнению с автомоби­лем) и большей скоростью движения.

В случаях столкновения мотоциклов, движущихся с меньшей скоро­стью, и применения экстренного торможения на дороге остается след тор­можения колес мотоцикла и обутых одной или обеих ног мотоциклистов. В месте столкновения, как правило, — осколки стекол фары и ветрового щитка, изредка осыпь грязи. Иногда за ними бывают счесы дорожного покрытия с наложением краски мотоцикла, свидетельствующие о падении мотоциклиста после столкновения.

Человек всегда лежит за мотоциклом головой по направлению его дви­жения. О месте падения человека свидетельствуют следы крови.

От первичного удара о человека деформируются грязевой щиток и перья вилки, а от вторичного — разбиваются стекла фары и ветрового щитка соответственно ягодицами и спиной пешехода, подчас причиняю­щего головой повреждения мотоводителю. В случаях падения мотоцикли­ста после столкновения и продвижения по дороге возможны деформация, отрывы и следы трения деталей боковой поверхности мотоцикла на сторо­не падения.

Для рассматриваемого подварианта травмы типично наличие двух мест контакта с деталями мотоцикла — голени, по которой удар наносится передним колесом, грязевым щитком и перьями вилки, ягодиц, спины и головы, причиняющим повреждения соответственно фаре, ветровому щитку и мотоводителю, а также повреждения вследствие удара и продви­жения по дороге после отбрасывания мотоциклом на противоположной первичному и вторичному ударам поверхностям тела.

Как правило, бывают повреждения и на обуви. Их особенности обус­ловлены функциональным положением стоп и аналогичны таковым при травме человека, причиненной деталями автомобиля.

На поясной одежде на уровне голеней повреждения причиняются уда­ром вращающегося или заторможенного колеса. Первые проявляются сле­дами трения, а вторые — отпечатками протектора. Удар грязевым щитком и пером вилки может вызвать повреждения от зацепа. На уровне ягодиц разрушившееся стекло фары оставляет повреждения типа резаных и коло­то-резаных. На поверхности одежды, противоположной удару, поврежде­ния наносятся ударом о дорогу и продвижением по ней, проявляясь соот­ветственно разрывами от перерастяжения, потертостями и протертостями материала одежды и верха обуви.

Механизм травмы (рис. 249) и дифференциально-диагностические при­знаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Механогенез травмы и локализация повреждений у человека при столкновении с мотоциклом при первичном ударе деталями мотоцикла ниже и вторичном - выше центра тяжести

Столкновение коляски мотоцикла с человеком

Столкновение коляски мотоцикла с человеком характеризуется ло­кализацией повреждений от удара деталями коляски мотоцикла на любой из поверхностей бедер или голеней, что позволяет подразделить этот вари­ант травмы на 2 подварианта: столкновение коляски мотоцикла с челове­ком при ударе подножкой коляски мотоцикла и столкновение коляски мото­цикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла.

Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе подножкой коляски мотоцикла

Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе подножкой коляски мотоцикла устанавливается по локализации повреждений в обла­сти голени и, как правило, наличию травматической ампутации левой голе­ни, расположению повреждений от удара подножкой и о дорожное покры­тие на одноименных сторонах и поверхностях тела. Такое столкновение встречается во время объезда человека, оказавшегося в пределах габаритов коляски мотоцикла. Первичный скользящий удар наносит подножка коляс­ки, расположенная под углом к сагиттальной оси коляски мотоцикла. От удара подножкой человек, получив вращательное движение, падает назад, несколько наискось по отношению к осевой, и головой всегда в противопо­ложную направлению движения мотоцикла сторону. При столкновении детали мотоцикла обычно не деформируются.

Следы скольжения на подошвах обуви пострадавшего дуговидны. На поясной одежде на уровне удара подножкой наблюдается заглаживание опорной поверхности материала одежды с металлическим блеском Иногда падение на коляску мотоцикла сопровождается зацепом о выступающие детали и возникновением повреждений на задней и боковой поверхностях плечевой одежды, вызванной зацепом. Удар о дорогу оставляет наложение частиц дорожного покрытия

Механизм травмы (рис. 250) и дифференциально-диагностические при­знаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Механогенез травмы и локализация повреждений при столкновении коляски мотоцикла с человеком при первичном ударе подножкой коляски мотоцикла

Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла

Столкновение коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла определяется по локализации повреждений, при­чиненных первичным ударом кузова коляски в области бедер и вторичным — выше уровня таза на одноименных сторонах и поверхностях тела, уда­ром о дорожное покрытие — на поверхности тела, противоположной месту контакта с коляской мотоцикла. Данное столкновение наблюдается в случа­ях, когда водитель мотоцикла каких-либо действий для предотвращения происшествия не предпринимал. Первичный удар причиняет выступающая часть передней поверхности коляски мотоцикла, на которой имеется вдавление и растрескивание краски. От этого удара человек падает назад, кон­тактируя с деталями верхней поверхности кузова коляски.

На дороге человек лежит за мотоциклом или параллельно осевой, или несколько наискось к ней, головой в сторону, противоположную движению мотоцикла.

В месте столкновения возможны осыпь краски и грязи, осколки ветро­вого щитка коляски мотоцикла.

На верхней поверхности кузова коляски мотоцикла наблюдаются счесы пылегрязевого покрытия, краски, разрушение ветровых щитков, а на вы­ступающих деталях — лоскуты одежды.

Расположение следов скольжения на обуви человека обусловлено функ­циональным положением человека в момент удара кузовом коляски мо­тоцикла Обычно следы скольжения проходят вдоль длинника подошвы обуви.

На плечевой одежде преобладают повреждения, причиненные зацепом, располагающиеся на задней и боковой поверхностях, которые образовыва­лись во время контакта с выступающими деталями коляски мотоцикла.

На поясной одежде повреждения причиняются зацепом и трением Они локализуются по всем поверхностям, но в большинстве на внутренней поверхности штанин.

Разрывы одежды вследствие перерастяжения редки. На плечевой одеж­де они возникают в момент удара о коляску и дорогу, а на поясной — только от удара о дорогу.

Механизм (рис 251) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Механогенез травмы и локализация повреждений при столкновении коляски мотоцикла с человеком при ударе кузовом коляски мотоцикла

 

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы