Главная страница Мотоциклетная травма Травма мотоциклистов от столкновения мотоцикла с неподвижными предметами
23 | 09 | 2017
Судебная медицина

Травма мотоциклистов от столкновения мотоцикла с неподвижными предметами PDF Печать E-mail

Травма мотоциклистов от столкновения мотоцикла с неподвижными предметами

Повреждения участникам причиняют детали мотоцикла, неподвижных предметов и дороги. На основании морфологической картины, обусловлен­ной площадью поверхности и высотой расположения предмета, выделяют такие варианты травмы: столкновение мотоцикла с вертикально располо­женными предметами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья); столкновение мотоцикла с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаум и пр.); столкновение мотоцикла с предметами с распространенной поверхностью (задней поверхностью кузова грузового или пассажирского транспорта); столкновение мотоцикла с низко расположенными предметами (бордюры, ограничительные стол­бики и др.).

Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными пред­метами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья)

Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными пред­метами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья) характеризу­ются небольшим количеством ограниченных по площади повреждений, локальной черепно-мозговой травмой. Уровень и поверхность расположе­ния повреждений на теле, возникших от контакта с преградой, позволяют выделить три подварианта травмы:

— фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла;

касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла;

касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла.

Фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла определяется

по локализации небольшого количества повреждений от контакта с прегра­дой в области головы и верхней трети тела, взаимодействия с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Это столкновение наблюдается в случаях езды на большой скорости, когда водитель мотоцикла не справляется с управле­нием и прямым ударом контактирует с преградой.

След колес мотоцикла оканчивается у преграды, имеющей на высоте 30 см след удара передним колесом. Мотоцикл-одиночка лежит на боковой поверхности, передним колесом к преграде, иногда соприкасаясь с нею. Здесь же находятся осколки стекол мотоцикла. Водитель лежит на задней или заднебоковой поверхности тела рядом с мотоциклом ногами к прегра­де. На столбе или дереве обнаруживаются волосы, эпидермис и кровь мотоциклистов.

Удар о преграду причиняет прямые повреждения деталей мотоцикла, локализующиеся на передней поверхности, и непрямые, располагающиеся вдали от места приложения силы. Повреждения, вызванные ударом о доро­гу, наблюдаются на боковой поверхности мотоцикла.

Для этого подварианта травмы характерно катапультирование мотоцик­листов после удара о преграду. Характер, локализация и объем поврежде­ний определены местом нахождения участника и точками фиксации его с деталями мотоцикла.

Травма водителя мотоцикла. Для таких столкновений типична такая же локализация повреждений на одежде, как и для случаев столкновений мотоцикла со встречным транспортом. Повреждения образуются от пере­растяжения и трения, однако объем их мал. Механизм травмы (рис. 240) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажиров заднего сиденья. Пассажиры заднего сиденья мото­цикла, как правило, смертельной травмы не получают и остаются живы, что объясняется наличием своеобразного буфера — водителя мотоцикла, «смягчающего» удар.

Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при столкновениях мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхносью (столб, дерево)

Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла

Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла устанавливается по расположению повреждений, причинен­ных ударом о преграду в области лица и надплечья (рис. 241), скольжением по преграде — на переднебоковой поверхности тела, контактом с деталями Мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, ударом рулем мотоцикла — в области живота. Характерны ссадины со следами скольжения на переднебоковой (наруж­ной) поверхности головы, шеи и конечностей с внедрением частиц прегра­ды и кровоподтеков, состоящих из внутрикожных точечных кровоизлияний в области надплечий. Такое столкновение наблюдается при езде на большой скорости, когда водитель пытается объехать преграду и скользящим ударом контактирует с ней.

След колес мотоцикла, дуговидно изгибаясь, оканчивается у преграды, где на высоте 30—50 см и около 100 см имеются следы скользящего удара деталей мотоцикла, наложения краски мотоцикла и тканей мотоциклистов

Иногда за преградой обнаруживается борозда, образованная подножкой наклонившегося мотоцикла Мотоцикл лежит за преградой, передней поверхностью перпендикулярно к ней или не­сколько наискось по отношению к прегра­де. Мотоводитель располагается рядом с мотоциклом, между ним и деревом, голо­вой к нему.

Повреждения на мотоцикле от взаимо­действия с преградой локализуются на переднебоковой поверхности мотоцикла, от контакта с дорогой — на одной из боко­вых поверхностей.

Травма водителя мотоцикла. Пов­реждения на одежде локализуются на таких же поверхностях и сторонах, как и в случа­ях нецентрального прямого столкновения мотоцикла со встречным транспортом, но объем повреждений значительно мень­ший. Повреждения образуются вследст­вие перерастяжения, зацепа и трения на стороне   взаимодействия   с   преградой, а также трения на стороне контакта с дорогой. Механизм травмы (рис. 242) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажира заднего сиденья. Травма пассажира заднего сиденья значительно легче, чем у водителей мотоцикла, принимающих удар «на себя», в связи с чем пассажиры остаются живы.

Ссадины со следами скольжения по преграде

Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при касательном столкновении передним колесом и средней частью руля мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столб, дерево)

Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла

Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла уста­навливается по локализации повреждений, причиненных ударом о прегра­ду, в основном на лице, скольжением по ней — на боковой поверхности лица, шеи и верхних конечностей. Повреждения, вызванные ударом о дета­ли мотоцикла и переломы костей не характерны для этого подварианта травмы. Такое столкновение происходит во время езды на большой скоро­сти в момент попытки объезда преграды, о которую мотоцикл ударяется концевой частью руля.

След колес мотоцикла начинается на некотором удалении от дерева, проходит рядом с ним и оканчивается на некотором удалении от него у лежащего мотоцикла, передним концом обращенного в сторону первона­чального движения. Параллельно следу мотоцикла за деревом проходит борозда, образованная подножкой мотоцикла или его дуги безопасности, свидетельствующая о наклоне мотоцикла. Водитель лежит рядом с мото­циклом, головой в сторону его движения. Скользящий удар рулем оставля­ет на преграде нарушения целостности коры, локализующиеся на высоте 80—100 см, и наложения тканей человека, указывающие на скользящий удар о преграду Повреждения на боковой поверхности мотоцикла причи­няются взаимодействием с дорогой.

Травма водителя мотоцикла. Повреждений на одежде, образованных контактом с преградами, не наблюдается, что объясняется местом прило­жения силы. Наряду с этим повреждения одежды в виде потертостей или протертостей выявляются на стороне контакта с дорогой. Механизм трав­мы (рис. 243) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажиров заднего сиденья. В этом подварианте травмы води­тели мотоцикла обычно остаются живы, а пассажиры заднего сиденья получают смертельную травму головы. Характер и локализация поврежде­ний в целом соответствуют таковым у водителей, но в отличие от них могут встретиться ссадины на спине, возникающие во время падения, удара и скольжения по дороге. В этом случае могут быть потертости материала плечевой одежды. Механизм травмы у пассажиров заднего сиденья анало­гичен таковому у водителей мотоцикла.

Травма пассажира коляски мотоцикла. При столкновении мотоцикла с коляской со столбом на дороге имеется след колес мотоцикла, оканчиваю­щийся у преграды. На преграде находится след удара кузовом коляски, который вдавлен от удара о преграду. Попытка объехать преграду удается не всегда. Резкий поворот влево вызывает наклон мотоцикла, приподнима­ние коляски и опрокидывание мотоцикла. В этом случае из бака выливается топливо, пропитывая почву. Кроме вдавлений на кузове коляски встречают­ся повреждения ветрового щитка, передней и задней тяг, рамы, передней вилки мотоцикла и зеркала заднего вида.

На плечевой одежде имеются повреждения, причиненные зацепом. Удар о подножку коляски, находящуюся внутри кузова, образует вколочен­ные переломы голеней, а катапультирование и удар о передний край коляски — переломы бедер вследствие изгиба. Иногда в этом месте выявляются дуговидные полосчатые ссадины или кровоподтеки, позволяющие решить вопрос о скорости движения мотоцикла. Повреждения левой верхней ко­нечности возникают в момент удара о мотоцикл, а нижней — во время выпадения из коляски при опрокидывании. Причиной смерти обычно явля­ется осложнение переломов длинных трубчатых костей — жировая эмбо­лия мозга.

Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при касательном столкновении боковой (концевой) частью руля мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столб, дерево)

Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.)

Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.) характеризуются локаль­ным, ограниченным по площади горизонтальным повреждением (ссади­ной, кровоподтеком, раной) от удара о преграду на передней поверхности тела в промежутке между средней третью туловища и головой. По ширине и морфологическим признакам повреждений судят о поверхности и шири­не контактирующей поверхности предмета.

В настоящее время такой вариант травмы встречается крайне редко, в то время как во время войны наблюдался часто. Белорусские партизаны при­меняли натянутый трос для борьбы с немецкими мотоциклистами.

При осмотре места происшествия обращает внимание разбитый шлаг­баум, разорванный трос, проволока, цепь, которые иногда могут быть и целыми, осколки ветрового щитка, лежащего под ними. Мотоцикл нахо­дится за преградой, передней поверхностью обращенный по направлению своего движения. Мотоциклист лежит на уровне преграды головой в сторо­ну, противоположную направлению своего движения. На преграде могут быть наложения тканей человека.

Механизм травмы слагается из удара о преграду, падения и удара о дорогу задней поверхностью тела.

Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной по­верхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транс­порта)

Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной по­верхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транс­порта) характеризуются наличием обширных повреждений, причиненных ударом о транспорт, на передней поверхности тела, расположенных выше уровня таза, а также «штампованных» повреждений, повторяющих ин­дивидуальные и групповые особенности деталей транспорта. По высоте расположения повреждений, возникших от удара о транспорт, и взаимодей­ствия с деталями мотоцикла могут быть определены следующие два подварианта травмы:

Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта

Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта определяется по расположению обширных повреждений от удара о транспорт на пере­дней поверхности туловища, шеи, головы и верхних конечностей, а от контакта с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Такое столкновение бывает при езде на большой скорости с неисправными осветительными приборами мотоцикла и стоящим, как правило, на проезжей части неисп­равным, без включенных габаритов автомобилем или его прицепом массой менее 5 тонн.

Следы торможения мотоцикла отсутствуют, но имеются следы тормо­жения транспорта. Мотоциклисты лежат головой в сторону, противополож­ную направлению движения мотоцикла на задней или заднебоковой по­верхности тела. Мотоцикл лежит на уровне задней поверхности кузова транспорта. Повреждения на мотоцикле от удара о транспорт располагают­ся на передней поверхности мотоцикла, а на транспорте — на задней. На боковой поверхности мотоцикла — повреждения от удара о дорогу. В месте столкновения лежит осыпь грязи и стекол мотоцикла. На задней поверхности кузова транспорта, как правило, в результате удара головой мотоциклиста остаются наложения тканей человека.

Для данного подварианта травмы характерно «катапультирование» мотоциклистов в момент столкновения переднего колеса мотоцикла с пре­градой.

Травма водителя мотоцикла. Типичным для травмы водителей мото­цикла является преобладание повреждений на плечевой одежде над тако­выми поясной, наличие «штампованных» повреждений на передней поверх­ности плечевой одежды. Они образуются при ударе о выступающие части и детали транспорта (торцы болтов, стоп-сигналы и т.п.). Удар о транспорт вызывает деформацию туловища в переднезаднем направлении, которая причиняет повреждения от перерастяжения. Иногда на одежде имеются повреждения типа колото-резаных и резаных, а также наложения краски, отображающие конфигурацию и размеры деталей транспорта. Удар о ребро детали транспорта причиняет повреждения типа рассеченных.

На задней и внутренней поверхностях штанин выявляются поврежде­ния, вызванные трением. Обувь иногда разрывается по швам. Локализация и морфология повреждений на мотошлемах аналогична таковым при фрон­тальных столкновениях мотоцикла со встречным транспортом.

Механизм травмы (рис. 244) и дифференциально-диагностические при­знаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде образу­ются в результате перерастяжения и трения. Первые проявляются разры­вами по швам или вдоль нитей основы, вторые — потертостью опорной поверхности материала одежды. В случаях торможения ногами встреча­ются потертости на подошвенной поверхности обуви, а «катапультирова­ния» — на передней поверхности носков обуви и чулочно-носочных изделий.

У всех погибших повреждения локализуются на лице и в области на­ружных половых органов. Такое расположение повреждений объясняется «катапультированием» пассажира и ударом его о тело водителя. Попытка уменьшить силу удара выпрямленными руками сопровождается перелома­ми ключицы, вызванными изгибом и вколоченными переломами верхних конечностей. Причиной смерти может быть черепно-мозговая травма, травма легких, восходящего отдела аорты, печени, селезенки.

Характерным для такой травмы является отсутствие повреждений на передней поверхности туловища.

Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла; удара о тело водителя при пассивном положении; удара о детали транспор­та выпрямленными руками и водителя; падения и удара о дорогу.

Травма пассажира коляски мотоцикла. На дороге имеется след коле­са коляски. Следы торможения, как правило, отсутствуют. На передней поверхности кузова коляски — следы вдавлення, вызванные ударом о дета­ли транспорта. У мотоцикла согнут руль, разрушены стекла приборов, смещено сиденье. При столкновениях с транспортом с вагонной компонов­кой кузова на кузове транспорта — следы вдавлення и краски коляски мотоцикла.

Повреждения наблюдаются как на плечевой, так и на поясной одежде. Они возникают при зацепе о детали коляски мотоцикла. Удар о детали транспорта проявляется уплощением опорной поверхности материала пле­чевой одежды с внедрением краски кузова транспорта. Иногда эти повреж­дения передают полностью или частично конфигурацию и размеры дета­лей, что объясняется углом удара о кузов.

Повреждения у пострадавших, причиненные ударом о транспорт, лока­лизуются на лице, груди и конечностях; от падения и удара о детали мото­цикла — в затылочной и теменной областях головы, а также на спине. Причиной смерти является травма головного мозга и органов грудной полости. У пострадавших высокого роста возможна травма органов брюш­ной полости. При нахождении в активном положении образуются перело­мы конечностей.

Механогенез травмы и локализация повреждений у мотоциклистов, погибших при столкновении мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню задней нижней поверхности транспорта с распространенной поверхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транспорта)

Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта

Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта проявляется локализацией ограниченных повреждений в одной или смежной с ней областях туловища, причиненных ударом о транспорт, отсутствием по­вреждений на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, от ударов о детали мотоцикла, повреждений в затылочной и теменной областях, вызванных ударом о дорогу. Это столк­новение наблюдается в случаях столкновений с транспортом массой более пяти тонн или при наклоне мотоцикла в сторону в момент маневра, когда меняется высота мотоцикла и он, падая, скользит по дороге передней поверхностью, ударяясь о детали, находящиеся под кузовом транспорта, передней поверхностью.

На дороге всегда имеются следы скольжения и наложения краски мото­цикла, оканчивающиеся у лежащего под кузовом мотоцикла. Следы тормо­жения мотоцикла на дороге отсутствуют, но имеются следы торможения и трения сломавшимися деталями транспорта.

Мотоциклисты обращены головой в сторону, противоположную движе­нию мотоцикла, на задней или заднебоковой поверхности, на некотором удалении от лежащего под кузовом мотоцикла на уровне задней поверхно­сти кузова транспорта. Место столкновения определяется по осыпи стекол и почвы, обычно располагающейся под транспортом. На кузове транспорта выявляются наложения крови, эпидермиса и волос мотоциклистов, остаю­щиеся после удара головой. Если мотоциклист пытался маневрировать, то на транспорте остаются следы скользящего удара. Аналогичные следы имеются и на мотоцикле, но возникают они при контакте с дорогой.

Типичным для рассматриваемого подварианта травмы является «сбра­сывание» мотоциклиста с седла.

Травма водителя мотоцикла. Типичным для травмы водителя мото­цикла является наличие повреждений на плечевой одежде и отсутствие их на поясной. Локализация повреждений на плечевой одежде такая же, как и в описанном предыдущем подварианте травмы. Иногда могут выявляться наложения масел, отображающих детали транспорта. Разрывов обуви по швам, как правило, не бывает. Механизм травмы (рис. 245) и дифференци­ально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).

Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде, обуви, передней поверхности туловища и в области наружных половых органов пострадавших отсутствуют, но всегда имеются на лице, спине и конечно­стях, что характерно для такой травмы. Механизм травмы состоит из удара о тело водителя и падения и удара о дорогу.

Характерным является отсутствие повреждений, отображающих инди­видуальные особенности отдельных деталей транспорта, а также отсут­ствие повреждений на передней поверхности туловища, меньший объем их и тяжесть в других областях тела.

Травма пассажира коляски мотоцикла. На месте происшествия может быть след колес мотоцикла Повреждения располагаются на передней по­верхности кузова коляски и деталях под кузовом транспорта.

На плечевой одежде возможны повреждения от перерастяжения. Пояс­ная одежда остается целой, что объясняется отсутствием поступательного движения тела вперед после столкновения. В отличие от предыдущего подварианта травмы контактные повреждения с деталями транспорта у пострадавших среднего роста локализуются на лице и в верхней трети груди. Причиной смерти является черепно-мозговая травма или переломы позвоночника в шейном отделе.

Механогенез травмы и локализация повреждений у мотоциклистов, погибших при столкновении мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню задней нижней поверхности кузова транспорта

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы