24 | 09 | 2017
Судебная медицина

Попутное столкновение PDF Печать E-mail

Попутное столкновение

Попутное столкновение — столкновение автомобилей, движущихся па­раллельными или близкими к ним курсами. Различают столкновения с задней и боковой поверхностью автомобиля.

Попутное заднее столкновение автомобилей.

Такое столкновение наблюдается при несоблюдении дистанции водителем, следующим в по­путном направлении, или резкой остановке впереди двигающегося транс­порта Местом удара является задняя поверхность транспорта. Направление и угол удара такие же, как и в случаях столкновений со встречным транспортом.

На дороге наблюдаются, как правило, следы торможения одного или обоих автомобилей. В месте удара находятся осыпь краски, грязи, стекол, фар, подфарника, лобового стекла транспорта с вагонной компоновкой кузова, иногда стоп-сигнала, деталей ударяемого автомобиля. Автомобили обычно находятся на удалении друг от друга и места столкновения

У ударяющего автомобиля повреждаются такие же детали, как и в случаях столкновений со встречным транспортом У ударяемого автомо­биля повреждаются задняя поверхность кузова и крепящиеся на нем дета­ли — бампер, облицовка, стоп-сигнал. Повреждения возникают от дефор­мации изгиба. В момент столкновения автомобили «Жигули» ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 подъезжают под кузов автомобиля и находятся под ним.

Смертельная травма в случаях попутных столкновений наблюдается крайне редко, что обусловлено вычитанием скоростей в момент удара и уменьшением его силы.

Механизм травмы слагается из резкого отбрасывания тела участника ДТП на спинку сиденья, запрокидывания через нее нефиксированной голо­вы назад, чрезмерного разгибания позвоночника, сопровождающегося раз­рывом передней продольной связки и межпозвоночного диска, переломом остистых отростков и иногда тел позвонков.

У пострадавших относительно небольшое количество повреждений на кожных покровах. Типичным являются хлыстообразные переломы позво­ночника в шейном и верхнем грудном отделах, растяжения его связочного аппарата, посттравматические миозиты. Удар о спинку сиденья образует очаги кровоподтечности мышц шеи, спины и поясницы.

Попутное БОКОВОЕ столкновение автомобилей в связи с единичными наблюдениями и незначительными повреждениями, получаемыми участ­никами ДТП, судебными медиками не изучено и в литературе не освещено.

Травма водителя и пассажиров автомобиля от столкновения дви­жущегося автомобиля с неподвижными предметами. Этот вид авто­мобильной травмы встречается реже, чем столкновения движущихся автомобилей, и наблюдается в случаях столкновений с предметами с ограниченной поверхностью (столбами, деревьями и т.п.), предметами с распространенной поверхностью (стенами зданий, каменными заборами, стоящим грузовым автотранспортом, прицепами и др.), с низкорасполо­женными преградами (высокие бордюрные камни, ямы и пр.).

Взаиморасположение транспорта и неподвижных предметов, за исклю­чением случаев столкновений с низкорасположенными преградами, во многом напоминают таковые случаи встречных столкновений движущихся транспортных средств Данный вид травмы имеет те же варианты и подварианты, механизмы, локализацию и уровень расположения повреждений, что и в случаях фронтальных столкновений, но в отличие от названного вида травмы тяжесть повреждений меньше.

Травма водителя и пассажиров автомобиля от опрокидывания авто­мобилей. Редкий вид автомобильной травмы. Такая травма встречается во время езды на большой скорости в сложных дорожных условиях (мокрое покрытие, гололед), при резком повороте рулевого колеса, превышении скорости на закруглении дороги, тангенциальном столкновении с прегра­дами. Водитель и пассажиры получают повреждения, ударяясь о детали кабины или салона, иногда сдавление тела деформирующимися деталями автомобиля, поэтому для решения вопроса, связанного с местом нахожде­ния участника ДТП, весьма важны данные осмотра места происшествия и транспорта, по которым можно установить место первичного и последу­ющих приложений сил, вызвавших перемещения участников ДТП.

Травма пассажира от падения из кузова автомобиля. Редко встречаю­щийся сезонный вид автомобильной травмы. Возникновение такой трав­мы, как правило, связано с употреблением алкоголя во время проведения сельскохозяйственных работ. Данный вид травмы наблюдается при резком трогании с места, резком торможении и падении из кузова на закруглении дороги в случаях движения автомобиля на большой скорости.

Падение из кузова при резком трогании с места.

Такое падение происходит под действием центростремительной силы. На дороге, кроме отпечатка протектора, никаких других следов не наблюдается. Автомобиль находится на некотором удалении от пострадавшего. На заднем борту из­редка выявляются лоскуты или наложения волокон поясной одежды, рас­полагающиеся соответственно на выступах и неровностях борта. Постра­давший обычно лежит головой по направлению движения транспорта, что связано со смещением центра тяжести и малой высотой падения, но может лежать и в сторону, противоположную движению транспорта.

Механизм травмы слагается из трения о задний борт кузова, падения и удара о дорогу (рис. 213).

На поясной одежде и обуви имеются повреждения от трения. Кроме того, на поясной одежде могут быть повреждения, причиненные зацепом, а на плечевой перерастяжением, вызванным резкой деформацией ту­ловища.

Контакт с задним бортом автомобиля оставляет ссадины на разных уровнях голени. Удар в момент приземления на дорогу причиняет травму головы, что объясняется задерживанием ногами, вызывающим изменения положения тела и позвоночника. Последующий удар наносит травму мяг­ким тканям туловища, иногда ребрам и внутренним органам.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кузова в момент резкого трогания с места

Падение из кузова при резком торможении.

Такое падение вызывает действие центростремительной силы. На дороге всегда имеется след тор­можения, оканчивающийся иногда у выбоины или какой-либо другой низко расположенной преграды. Положение автомобиля по отношению к постра­давшему обусловлено скоростью движения автомобиля. На переднем бор­те, риштовке, на их выступах и неровностях иногда встречаются лоскуты и волокна одежды. Положение пострадавшего на дороге определяется уг­лом приземления. В случаях приземления под острым углом человек лежит головой по направлению движения автомобиля, под тупым — ногами, под прямым — в зависимости от наклона ног. Если ноги наклонены к передней поверхности тела, то пострадавший находится головой по направлению движения автомобиля, если к задней — ногами.

Механизм травмы при приземлении под острым углом состоит из паде­ния, удара и продвижения по дороге (рис. 214), а под тупым и прямым — падения и удара головой с последующим ударом туловищем (рис. 215).

При падении из кузова человек иногда удерживается руками за край борта и изредка контактирует в момент взаимодействия с ним передней поверхностью тела, причиняя в местах контакта повреждения на одежде от трения и зацепа, а на теле — ссадины. Приземление на дорогу под острым углом сопровождается ударом лицом, переломами задней черепной ямки, разрывом позвоночника по межсуставным дискам, ударом верхней полови­ной туловища и конечностями, отчего образуются ссадины, черепно-мозго­вая травма, травма туловища, ссадины на тыльной поверхности кистей рук и предплечий, а на одежде и обуви — следы трения.

Приземление на дорогу под тупым и прямым углами вызывает череп­но-мозговую или челюстно-лицевую и иногда спинальную травму, сопро­вождающиеся соответственно: кровоподтечностью мягких покровов голо­вы на границе теменной и затылочной областей, переломами основания черепа в передней черепной ямке, разрывом межсуставных дисков шейно­го отдела позвоночника, кровоподтечностью в центре теменной области, циркулярными переломами основания черепа с внедрением позвоночника в полость черепа и компрессионными переломами позвонков в шейном отделе, разрывами межостных мышц. Удар о дорогу после приземления причиняет кровоподтечность мягких тканей передней или задней поверх­ности тела, иногда переломы грудной клетки, травму органов грудной и брюшной полостей Повреждения на плечевой одежде образуются уда­ром, вызывающим деформацию туловища, и разрывом вследствие перера­стяжения.

В случаях падения из кузова автомобиля человека, находящегося у одного из передних углов кузова (рис. 216), возможно продольное перека­тывание колес через пострадавшего, вызывающее соответствующие по­вреждения (см. «Травма от перекатывания») человека колесами движуще­гося автомобиля.

 Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кузова в момент резкого торможения

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кузова в момент резкого торможения с призимлением под прямым углом

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кузова в момент резкого торможения с призимлением под тупым углом

Падение из кузова на закруглении дороги.

Такое падение образуется при движении автомобиля на большой скорости. Под действием центро­бежной силы человек, находящийся у одного из углов и боковых бортов кузова, падает в сторону, противоположную радиусу поворота.

На дороге каких-либо следов, кроме отпечатка протектора, не наблюда­ется. Автомобиль, как правило, находится на значительном расстоянии от места случившегося. На боковом борту могут быть выявлены в местах контакта с человеком волокна или лоскуты одежды. Пострадавший лежит с противоположной закруглению дороги стороны. Положение головы по отношению к проезжей части определяют угол падения и приземления, рельеф, наличие инженерных сооружений, глубина дренажной канавы и угол откоса.

Механизм травмы состоит из трения ногами о борт кузова, падения и удара о поверхность приземления, последующего продвижения по ней (рис. 217).

Повреждения, вызванные взаимодействием с деталями транспорта, располагаются на поясной одежде, но иногда их может и не быть. Повреж­дения, причиненные ударом о поверхность приземления, обычно локализу­ются на голове. При приземлении на голову возникают повреждения от последующего удара и скольжения Они проявляются соответственно раз­рывами плечевой одежды по швам, травмой туловища, потертостями и протертостями на одежде и потертостями верха обуви, ссадинами на теле с параллельной исчерченностью, имеющей разнообразное направление

Травма водителя и пассажира от падения из кабины движущегося автомобиля. Крайне редко наблюдающийся вид автомобильной травмы. Из современных автомобилей с исправными дверными замками ни води­тель, ни пассажир выпасть не могут, в то время как из автомобилей старых марок таковое возможно. Это объясняется расположением ручки открыва­ния двери, находящейся на уровне локтевого сустава, нажатием на которую открывается дверь.

Выпадение из кабины автомобиля (рис 218) всегда сопровождается попаданием под заднее колесо, что объясняется смещением центра тяже­сти и массой верхней, более тяжелой половины тела вниз, скольжением боковой (наружной) поверхности тела по нижней поверхности проема двери и ступеньки, вызывающих вращение тела вокруг сагиттальной оси и попадание под заднее колесо головы или туловища.

На месте происшествия наблюдается выбоина либо гребенка На доро­гах с грунтовым покрытием след автомобиля прерывается перед лежащим пострадавшим и вновь начинается за ним. Иногда след торможения наблю­дается перед выбоиной на дороге.

Пострадавший всегда лежит перпендикулярно или косо к длиннику дороги.

На месте происшествия обращает внимание деформация (уплощение) головы и туловища, отпечатки протектора колеса автомобиля на одежде и теле, оставленные перекатившимся колесом, повреждения от перерастя­жения плечевой одежды.

В областях тела, подвергшихся перекатыванию, остается весь комплекс повреждений, типичных для сдавления со смещением сдавливающих пред­метов. Иногда встречается ссадина на наружной поверхности нижней тре­ти туловища и нижней конечности, возникшая при скольжении по нижней поверхности проема кабины и ступеньки.

Осматривая транспорт, следователь или сотрудник ГАИ должен обра­тить внимание на исправность дверных замков, задние колеса и днище автомобиля, где могут быть следы крови и ткани человека, а также на дверные проемы и подножки грузовых автомобилей, на которых обна­руживаются волокна одежды или лоскуты, оставленные скольжением и зацеплением о выступающие детали транспорта во время падения из кабины.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кузова на закруглении дороги

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека при падении из кабины

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы