Главная страница Автомобильная травма Травма человека от перекатывания колесами движущегося автомобильного транспорта (переезд)
24 | 09 | 2017
Судебная медицина

Травма человека от перекатывания колесами движущегося автомобильного транспорта (переезд) PDF Печать E-mail

Травма человека от перекатывания колесами движущегося автомобильного транспорта (переезд)

Как отдельный вид автотравмы встречается крайне редко и только через лежащего на дороге человека. Чаще всего она сопровождает различные подварианты столкновений человека с движущимся транспортом, па­дений из кузова и выпадений из салона автомобиля. Иногда встречаются случаи накатываний и остановки колеса на пострадавшем без перекатыва-йия через тело, а также продвижений по дороге как движущимся, так ft заторможенным колесом

Вращающееся колесо может практически всегда перекатиться через любую область тела человека, находящегося на животе, спине, боку, но в определенных условиях соприкосновения колеса и положения тела. Обычно через тело человека перекатываются колеса транспорта, радиус Которых больше окружности туловища лежащего человека. Колеса мень­шего радиуса могут перекатываться в перпендикулярном направлении И при наличии вблизи человека «ступеньки» — руки или какого-либо дру­гого предмета, уменьшающего высоту препятствия.

Такое колесо может перекатиться и в случаях накатывания на тело под острым углом. Перекатывание колеса возможно в поперечном, косом или продольном направлении. Движущееся колесо может травмировать соот­ветственно одну, несколько (в зависимости от угла накатывания) либо все Области тела. Для перекатывания колеса симметричность расположения Повреждений отнюдь не обязательна. Однократное перекатывание плечевого транспорта сопровождается возникновением повреждений в двух вза­имопротивоположных областях, что объясняется расхождением колес тяга­ча и прицепа более одного метра. Для каждой марки и модели транспорта они сугубо индивидуальны. Расхождение колес во время поворота состав­ляет: у легковых автомобилей — 15—20 см, у большегрузных — до 1 м, у плечевого транспорта — грузовых автомобилей, автобусов и троллейбу­сов — до 2 м. Продольное перекатывание характеризуется локализацией повреждений на одной стороне тела.

Перпендикулярное перекатывание автомобилями до 4 т и больше сдав­ливает грудную клетку на стороне накатывания колеса и меньше — на стороне скатывания, а более 4 т — вызывает равномерное сдавление с обеих сторон, что объясняется прыжком колеса.

Грудная клетка и таз могут быть сдавлены, если человек лежит на спине или животе. В положении на боку сдавление может произойти при сопри­косновении с бордюрным камнем или другими предметами, не позволяю­щими изменить положение тела ударом накатывающегося колеса.

Беговая дорожка и боковины катя­щегося колеса, в зависимости от скоро­сти движения транспорта, величины давления в камерах, выраженности ри­сунка протектора, причиняют те или иные повреждения.

Медленно катящееся колесо боль­шого диаметра сдавливает ткань, и об­разуются кровоподтеки, по форме и размерам соответствующие рисун­ку протектора (рис. 208). Движущееся с большой скоростью колесо трет и сдавливает ткани, оставляя ссадины, частично отображающие отпечаток про­тектора. Движущееся с очень большой скоростью колесо вследствие прыжка сдавливает ткани, не оставляя повреж­дений на коже.

Быстро катящееся колесо малого диаметра ударяет лежащего человека и продвигает его по дороге, затем, нака­тываясь, трет, натягивает ткани на сто­роне, противоположной месту первич­ного контакта, разрывает и сдавливает в месте первичного контакта, поднима­ется на высшую точку травмируемой области тела, сдавливает ткани, враща­ясь, скатывается и трет кожу (рис. 209), а перекатываясь через конечности вра­щает их вокруг длинной оси.

В каждую из перечисленных фаз образуются те или иные характерные для действия колеса повреждения. Удар колесом под углом, приближаю­щимся к прямому, вызывает кровоподтеки, а под острым углом — ссадины, на одежде соответственно возникают отпечатки протектора и потертость опорной поверхности материала одежды.

Продвижение по дороге после первичного удара сопровождается обра­зованием ссадин в месте соприкосновения человека с дорогой, а на одеж­де — потертостями и протертостями.

Накатывание колеса вызывает осаднение в месте соприкосновения бе­говой дорожки. В местах с большим массивом мягких тканей боковины смещают ткани «на себя», натягивают, возникает продольный разрыв тка­ней на стороне, противоположной действию колеса, а в месте контакта Колеса с дорогой — размятие. На одежде образуются потертость материа­ла, разрывы, вызванные перерастяжением (чаще всего по швам), фрик­ционное гофрирование.

Поднимающееся на высшую точку колесо трет ткани, осадняя их. На вершине оно сдавливает травмируемую область, вызывая отпечатки про­тектора при небольшой скорости движения. Перекатываясь через конечно­сти, имеющие относительно малый диаметр, колесо муфтообразно охваты­вает их. В случаях перекатывания колеса через переднюю поверхность туловища колесо вдавливается в массив мягких тканей, вызывая поврежде­ния действием не только протектора, но и боковины. Внутренние органы разминаются. Кости конечностей ломаются вследствие деформации изгиба и кручения, разрываются сочленения таза и разъединяются межпозвонко­вые диски. Иногда на боковых стенках вдавлення на теле и одежде остают­ся цифровые и буквенные обозначения боковин шины.

При скатывании двигающегося с малой скоростью колеса изредка воз­никает проскальзывание, сопровождающееся образованием ссадин, к кон­цам которых прикреплены лоскуты эпидермиса, обращенные к дороге. Скатывание колеса, движущегося с большой скоростью и с хорошо выра­женным протектором, особенно с конечностей, вызывает их прокручиваниє вокруг вертикальной оси, «захватывание» края щелевидной раны — ее разрывы с образованием лоскута и циркулярных футлярообразных отслое­ний кожи, дорожкой наносит размятие подкожно-жирового слоя, особенно у лиц с его хорошей выраженностью.

Перечисленные фазы травмы наблюдаются не всегда.

На месте происшествия имеются следы колес автомобиля, прерываю­щиеся у лежащего человека и начинающиеся вновь на некотором удалении от него. На скользкой дороге иногда обнаруживается след скольжения, вызванный проталкиванием чаще заторможенным колесом, или волочения у автомобилей с низким клиренсом Если водитель вовремя заметил пре­пятствие и тормозил, то выявляется след торможения, направленный либо параллельно осевой, либо под углом к ней.

Контакт тела человека с колесом повреждений на нем не вызывает Наряду с этим наличие открытых повреждений, образовавшихся действи­ем колес и нижней поверхности автомобиля, оставляет на деталях наложе­ния тканей человека и одежды, которые обнаруживаются не только в мо­мент происшествия, но даже через несколько месяцев после случившегося, особенно в холодную пору года, когда водители тщательно транспорт не моют. Названные наложения локализуются в труднодоступных для мой­ки местах — под крыльями, в местах соединения крыла с передней обли­цовкой, фарой, на стремянках, карданном валу, балках и т.д Человек лежит или под транспортом, или за ним, что обусловлено высотой клиренса, скоростью транспорта, действиями водителя.

Положение человека или его трупа в случаях смерти на дороге, не свя­занных с ДТП (отравления алкоголем, скоропостижная смерть и пр.), край­не разнообразно, в то время как при ДТП оно обусловлено углом контакта колеса с телом, наличием мест фиксации, «ступенек» и т.п. В случаях зацепления и волочения пострадавшего деталями автомобиля положение тела будет соответствовать направлению движения транспорта, а продви­жение по дороге после удара колесом располагает тело потерпевшего либо поперечно по отношению к колесу, либо под углом менее прямого.

Положение автомобиля на дороге обусловлено действиями водителя. Если водитель не пытался предотвратить происшествие и не манипулиро­вал рулем, то транспорт передней поверхностью обращен по направлению своего первоначального движения, а в случаях манипулирования рулем — наискось к осевой.

Иногда водитель автомобиля скрывается с места происшествия и нахо­дится оперативными сотрудниками через значительный промежуток вре­мени, в связи с чем исключительно важное значение имеет тщательный осмотр автомобиля

Во время осмотра трупа на месте происшествия обращает внимание уплощение тела, наличие множественных открытых и закрытых перело­мов Катящееся вблизи бордюра колесо иногда разделяет тело человека на части на различных уровнях. Перекатывание большегрузных автомобилей через верхний отдел груди и нижний лица вызывает «выброс» мозга на некоторое расстояние, а через нижний отдел груди и живот, если женщина была беременна, — плода.

Одежда имеет отпечатки протектора, разрывы от перерастяжения, иног­да наблюдается фрикционное гофрирование одежды.

На подошвах обуви следов трения катящееся колесо без предшествую­щего удара никогда не оставляет Прокатившееся колесо через обувь вызы­вает ее деформацию, разрывы по швам и шнурков. Наряду с этим могут встретиться потертости верха обуви от удара, вызвавшего продвижение по дороге.

Повреждения человеку наносит не только вращающееся, но и затормо­женное колесо, а также колесо, находящееся в кузове грузового автомобиля и смещающееся в момент резкого торможения Удар таким колесом остав­ляет пылегрязевые отпечатки и кровоподтеки, отображающие беговую до­рожку протектора (В.И. Кононенко, Г.Л. Голобродский, 1980). 1 Повреждения от действия колес автомобиля имеют ряд особенностей, позволяющих детализировать вид, вариант и подвариант травмы, судить О рисунке, изъянах и ширине протектора, давлении в шинах, действиях водителя, положении человека на дороге, направлении движения и скорости транспорта.

Отпечаток протектора колеса автомобиля

Механогенез перекатывания колеса транспорта через тело

Перекатывание через голову.

Характерным для указанного вида автотравмы являются уплощение головы в боковом направлении, иногда с наличием отпечатков протектора, надрывы ушных раковин у мест при­крепления к коже, наличие мозгового вещества в отверстиях носа, рта, ушных ходах, в дыхательных путях, пищеводе и желудке при перекатыва­нии через среднюю часть головы. Перекатывание колес большегрузного автомобиля через нижнюю часть головы сопровождается «выбросом» го­ловного мозга.

По расположению разрывов у мест прикрепления ушных раковин судят о положении тела в момент перекатывания. У пострадавших, лежащих на животе, разрывы локализуются со стороны лица, а на спине — на границе с затылочной областью.

Травме головы от перекатывания колес свойственны множественные оскольчатые переломы нередко всех костей черепа, частая травматизация мягких тканей и мозга осколками костей, размятие головного мозга. Скоротечность травмы и обильная кровопотеря обусловливают очень быстрое Наступление смерти, в связи с чем излияния крови и реактивные изменения & тканях, свидетельствующие о прижизненности, развиться не успевают, о чем необходимо помнить, решая вопрос о прижизненном происхождении травмы.

          Перекатывание через переднюю поверхность тела.

Перекатывание колес автомобиля через грудь сопровождается, как правило, изменением конфигурации грудной клетки, обусловленной переломами ребер по не­ скольким анатомическим линиям на протяжении ребра, сочетанием переломов ребер, вызванных деформацией изгиба и кручения. Наряду с этим грудная клетка не изменяет форму вследствие перекатывания колес через пострадавших молодого возраста, что объясняется ее эластичностью, наличием значительного слоя теплой ватной одежды, мягкостью грунта, от­носительно небольшим весом автомобиля, шириной ската, перпендикуляр­ным направлением перекатывания.

Перекатывание через грудь сопровождается переломами ребер по окологрудинным линиям, ключиц, Z-образным переломом грудины.

Перекатывание в косом и продольном направлении через грудь вызыва­ет, кроме переломов от деформации изгиба ребер и ключицы, их переломы, вызванные деформацией вращения.

На стороне накатывания колеса переломы обычно локализуются по 2—3, а скатывания — по 1—2 анатомическим линиям, причем чаще по одной из подмышечных.

Перекатывание в поперечном направлении автомобилем, движущимся со скоростью 10—15 км/ч, вызывает равномерное сдавление грудной клет­ки на стороне накатывания и скатывания колеса, проявляясь переломами ребер по нескольким передним, задним и боковым анатомическим линиям тела в местах действия колеса, дороги и на отдалении.

Колесо, движущееся со скоростью свыше 20 км/ч, ударяет лежащего человека и смещает тело по дороге, накатывается на грудь и скатывается с нее, не травмируя ребер противоположной стороны, чем объясняется отсутствие двусторонних переломов ребер.

Колесо автомобиля, движущегося со скоростью 25 км/ч, соскакивает на удалении до 40 см от боковой поверхности тела, а со скоростью 30— 40 км/ч — до 70 см. Поэтому крайне важно на месте происшествия изме­рить расстояние от прервавшегося на трупе отпечатка протектора до начав­шегося отпечатка беговой дорожки колеса на дороге.

Одним из признаков, позволяющих отличить травму при перекатыва­нии колес от других видов травмы, является несоответствие повреждений на коже травме внутренних органов грудной и брюшной полостей, которые разминаются, отрываются и перемещаются колесом. Перемещение внут­ренних органов наблюдается в случае перекатывания в основном в косом и продольном направлении через переднюю поверхность туловища. Пере­катывание в косом направлении смещает внутренние органы, расположен­ные в области первичного контакта колеса через разрывы диафрагмы в противоположную плевральную полость; продольном направлении — в плевральную полость одноименной стороны; в поперечном — под кожу через разрывы паховых колец и наружу сквозь разорвавшуюся промеж­ность.

В случае перекатывания колес автомобилей, особенно грузовых и авто­мобилей большой грузоподъемности, через лежащего человека характерно уплощение таза в переднезаднем направлении (по терминологии клиници­стов «лягушачий таз») с разворотом крыльев подвздошных костей, больше на стороне накатывания колеса и с ротацией нижних конечностей кнаружи.

Для перекатывания через таз лежащего на спине человека в поперечном направлении типичны вертикальный перелом крыла подвздошной кости на стороне накатывания колеса, двусторонние разрывы крестцово-подвздошных сочленений, переломы лонных и седалищных костей, разрывы лонного сочленения. Такие повреждения чаще встречаются от действия колес легкового автомобиля Перекатывание колес грузового автомобиля, осо­бенно спаренных и большой грузоподъемности, сопровождается образова­нием двусторонних переломов лонных и седалищных костей с внедрением осколков в мягкие ткани и органы полости малого таза, вертикальными переломами крыльев подвздошных костей вблизи крестцово-подвздошных сочленений с последующим их разрывом

Удар колесом небольшого диаметра в область большого вертела вызы­вает разрушение вертлужной впадины по типу вколачивания

Односторонние переломы таза встречаются при перекатывании в косом направлении через таз лежащего на спине человека колесами легкового автомобиля и при краевом прокатывании колес грузового автомобиля. В зависимости от угла перекатывания колеса возможны и двусторонние переломы таза, более массивные на стороне накатывания колеса.

В случаях перекатываний через лежащего на мягкой почве, в снегу тепло одетого человека автомобилем малой грузоподъемности встречают­ся изолированные переломы таза, о чем необходимо помнить, проводя дифференциальную диагностику травмы.

Перекатывание колеса вблизи костного выступа, чаще у крыла под­вздошной кости за счет прогибания мягких тканей вызывает их перерастяжение. сопровождающееся образованием ран от перерастяжения кожи (Э. Гофман, 1933).

Перекатывание колеса через заднюю поверхность тела.

Перекатыва­ние колеса через заднюю поверхность тела сопровождается изгибом и компрессией, вызывающих переломы лопаток, позвоночника, ребер, таза. Переломы остистых отростков позвонков деформацией изгиба причи­няются колесами не очень большого диаметра. Сломавшиеся остистые отростки свободными концами обращены в сторону движения автомобиля. При перекатывании колес большегрузного транспорта и колес с рисунком протектора «елочка» сломавшиеся остистые отростки, захватываемые грунтозацепами, перемещаются в сторону, противоположную направ­лению движения автомобиля. Перекатывание автомобилей с колесами большого диаметра и колесных тракторов сопровождается переломами остистых отростков позвонков деформацией компрессии. Сломавшиеся позвонки имеют множественные оскольчатые переломы с осколками фор­мы равнобедренного треугольника.

Перекатывание через таз лежащего на животе человека в поперечном направлении вызывает переломы крестца, разрывы крестцово-подвздош­ных сочленений и иногда переломы переднего полукольца таза.

Зацепления и волочения пострадавшего по дороге на одежде оставляют повреждения, причиненные зацепом, в местах, контактирующих с высту­пающими деталями автомобиля и трения при взаимодействии с дорогой Как на одежде, так и обуви. К краю протертости прикреплен лоскут, на изнаночной поверхности которого имеется потертость опорной поверхно­сти материала одежды

Изредка на теле и одежде отображаются детали нижней поверхности автомобиля, проявляющиеся пылегрязевыми и маслянистыми наложения­ми Наличие их свидетельствует не о перекатывании колес транспорта, а о нахождении человека под автотранспортом.

 

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы