Главная страница Автомобильная травма Травма человека от столкновения с движущимся автомобильным транспортом
21 | 11 | 2017
Судебная медицина

Травма человека от столкновения с движущимся автомобильным транспортом PDF Печать E-mail

Травма человека от столкновения с движущимся автомобильным транспортом

Это наиболее часто встречающийся вид автотравмы. Ранее этот вид автотравмы называли «наезд на пешехода», что является не совсем верным, так как человек в момент столкновения не всегда передвигается и, следова­тельно, пешеходом он не является. Удар человеку транспортом может быть нанесен передней, боковой и задней поверхностью, в связи с чем выделяют три варианта столкновения фронтальное, боковое и заднее

Фронтальное столкновение

В названном варианте травмы в зависимости от направления и угла удара различают следующие подварианты центральное прямое или косое столкновение и нецентральное прямое или косое столкновение грузового (с классической и вагонной компоновкой кузова) и легкового автомобиля.

Центральное прямое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Место пер­вичного приложения силы располагается вблизи сагиттальной оси автомо­биля и тела человека выше средней трети бедер Этот подвариант травмы наблюдается, когда водитель не предпринимал никаких мер для избежания столкновения, не манипулировал рулем и человек не изменял первоначаль­ного положения Удар обычно наносится по задней поверхности тела

В зависимости от марки и модели автомобиля механизм травмы может слагаться или из трех, или из четырех фаз, что обусловлено высотой бампе­ра В случаях столкновений большегрузных автомобилей (КрАЗ, «Урал» и пр.) удар причиняется выше центра тяжести тела, человек падает и ударяется о дорогу, а затем продвигается по ней Автомобили меньшей грузоподъемности первичный удар наносят ниже центра тяжести тела Человек падает и ударяется об автомобиль, который отбрасывает его впе­ред по направлению своего движения Отбрасывание вперед сопровожда­ется вращением тела вокруг горизонтальной оси, падением и ударом о дорогу и оканчивается продвижением вперед по покрытию дороги (рис 197). Такой механизм травмы определяет характер и локализацию повреж­дений, расположение следов и транспорта на дороге Если водитель тормо­зил, то на дороге остается след торможения, направленный параллельно осевой Пострадавший лежит головой по направлению движения автомобиля При малой скорости автомобиля пострадавший лежит на уровне передней поверхности, большей — впереди транспорта, очень большой — либо под транспортом, либо за ним.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (центральный прямой удар)

В месте столкновения на дороге находятся осыпавшаяся краска и грязь автомобиля.

На передней облицовке транспорта имеется вдавление с растрескивани­ем и иногда с осыпью краски Столкновения большегрузного транспорта каких-либо повреждений могут не оставлять.

На одежде удар средней частью бампера оставляет горизонтальные полосчатые заглаживания ворса и уплощение опорной поверхности мате­риала одежды в виде двух незамкнутых полос Транспорт передней поверх­ностью обращен по направлению своего движения и стоит параллельно осевой. На плечевой одежде в месте удара о переднюю облицовку автомо­биля могут быть повреждения, вызванные перерастяжением нитей основы или утка, а также разрывы ниток, соединяющих спинку с полами Кроме того, названные разрывы причиняются ударом о дорогу после отбрасыва­ния транспортом Удар бампером большегрузного автомобиля образует отпечатки бампера на разных уровнях плечевой одежды Падение на доро­гу после отбрасывания автомобилем сопровождается ударом и продвиже­нием по дороге, вследствие чего возникают повреждения фурнитуры, раз­рывы по швам, потертости и протертости материала плечевой и поясной одежды

У стоящего или идущего человека на обуви всегда образуются следы скольжения, имеющие прямолинейное направление (рис 198). От удара по фиксированным ногам могут воз­никнуть и отрывы подошвы от верха обуви.

Прямолинейные следы скольжения на подметке

На теле повреждения, нанесенные первичным ударом бампером, обычно соответствуют его уровню над поверх­ностью дороги, если водитель не тор­мозил Резкое торможение и значи­тельная загрузка изменяют высоту бампера, в связи с чем повреждения У пострадавшего не соответствуют высоте бампера У человека среднего роста повреждения, причиненные уда­ром бампером автомобилей ГАЗ, локализуются в области бедер, ЗИЛ-130—в области таза, КАМАЗ, «УРАЛ» и КрАЗ — в области туловища В клас­сическом варианте повреждения от Удара бампером проявляются полос­чатыми горизонтальными кровопод­теками, или ссадинами, или так на­зываемыми бампер-переломами, или кровоподтечностью мягких тканей и соответствуют ширине бампера. Од­нако такие повреждения весьма редки, так как человек перед ударом бам­пера находится в движении, а для возникновения этих повреждений необ­ходима фиксация ног. Наличие таких повреждений дает основание для вывода об ударе по опорной ноге во время стояния или ходьбы.

Во время бега в какой-то промежуток времени ноги находятся в воздухе. Удар деталями транспорта в это время, истинных бампер-переломов и повреждений, отображающих размеры бампера, четко не передает, в связи с чем утверждать, что данное повреждение нанесено бампером, эксперт не вправе. Резкое торможение автомобиля вызывает изменение высоты расположения повреждений, о чем необходимо помнить, оценивая действия водителя в момент случившегося. Иногда по характеристике ли­нии излома кости, образовавшейся от удара бампером, можно ориенти­ровочно судить о скорости движения автомобиля. При скорости не более 45—50 км/ч переломы возникают вследствие деформации изгиба, а пре­вышающие их вызывают переломы, причиненные деформацией сдвига или среза

Удар сзади бампером большегрузного автомобиля в зоне центра тяже­сти тела может вызвать так называемые ложные бампер-переломы, или пе­реломы от изгиба. Они возникают от разрыва кости на стороне удара, но не в месте приложения силы. В таком случае треугольный осколок располага­ется на бедренной кости ниже места удара. Необходимыми условиями для образования этих переломов являются фиксация конечностей (конечности) и место удара, не допускающее их вращения в тазобедренном суставе.

Первичный удар бампером может быть нанесен как ниже, так и выше центра тяжести тела. При ударе ниже центра тяжести тела возникает под­сечка и человек падает на транспорт, причиняя себе обширные двусторон­ние повреждения мягких тканей спины, переломы лопаток, остистых отро­стков позвонков по типу вколоченных, позвоночника от разгибания в верхнегрудном или в шейном отделах и травму головы. Удар на уровне или выше уровня таза падения на автомобиль не вызывает, и повреждения наносятся ударом деталями автомобиля, отбрасывания, падения, удара и продвижения по дорожному покрытию как и в случаях удара деталями транспорта, расположенными ниже центра тяжести тела. Иногда удар бам­пером большегрузного автомобиля, падение и удар об автомобиль меньшей грузоподъемности, а также дорогу сопровождаются сотрясением тела. По­вреждения ребер наблюдаются как от удара об автомобиль, так и от паде­ния, оканчивающегося ударом о дорогу. Наиболее полную информацию о направлении удара дают легкие, четко отображающие его кровоподтеч­ностью вдоль длинника задней поверхности и очаговой или косогоризон-тальной кровоподтечностью на передней поверхности легких.

Отбрасывание, падение, удар о дорогу приводят к образованию крово­подтеков, ушибленных ран, переломов, а скольжение по дорожному покры­тию вызывает возникновение ссадин с продольными следами скольжения и смещениями лоскутов эпидермиса к их нижним концам на выступающих областях лица, тыльной поверхности кистей, области коленных суставов.

Следов действия колес в этом подварианте травмы никогда не встречается, что объясняется местом приложения силы.

Нецентральное прямое столкновение передней поверхности грузо­вого автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Место приложения силы локализуется в промежутке между сагиттальной осью, боковой поверхностью автомобиля, концом бампера и поверхностью тела, смещенной в сторону от вертикальной оси. Удар бампером автомобиля наносится выше средней трети бедер. Водитель, как правило, пытается тормозить, но манипулировать рулем не успевает, и происходит столкнове­ние с человеком, который иногда успевает повернуться заднебоковой или переднебоковой поверхностью тела к транспорту. На механизм травмы влияют место приложения силы, марка и модель транспорта.

При ударе в промежутке между сагиттальной осью и наружным краем фары механизм травмы будет таким же, как и центрального прямого столк­новения, но повреждения на транспорте смещаются в сторону сагитталь­ной оси, а на теле — в сторону вертикальной. В случаях удара передней поверхностью бампера у конца и вблизи боковой поверхности тела возни­кает вращательно-поступательное движение человека вперед, оканчиваю­щееся падением и ударом о дорогу. От удара у вертикальной оси тела вращательно-поступательное движение выражено незначительно. После удара наблюдается продвижение пострадавшего по дороге.

Механизм травмы в случаях удара передней поверхностью бампера у конца слагается из удара деталями транспорта, вращения вокруг верти­кальной оси, падения и удара о дорогу (рис. 199). В случаях удара у вертикальной оси тела механизм травмы будет состоять из удара деталя­ми транспорта, незначительно выраженного вращения, падения, удара и продвижения по дороге. Вращение тела совершается вначале вокруг горизонтальной оси, затем вертикальной и оканчивается вращением вок­руг горизонтальной.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (нецентральный прямой удар)

Следы на дороге в случаях столкновений передней поверхностью авто­мобиля в промежутке «сагиттальная ось — фара» и расположение повреж­дений такие же, как и в случаях центральных прямых столкновений. Удар вблизи фары или фарой на дороге оставляет, кроме осыпи грязи и краски, осколки стекол разрушившейся фары и сопровождается, как правило, вдоль перекатываются колеса автомобиля. При ударе передним бампером у конца потерпевший лежит головой по направлению движения транспорта и несколько наискось к краю проезжей части. На дороге могут быть следы осыпавшейся грязи. Автомобиль имеет следы вдавлення на передней обли­цовке, растрескивания краски, разбитые фары, а у свободного конца бампе­ра — нарушения пылегрязевого покрытия. В связи со смещением места удара в сторону от сагиттальной оси транспорта повреждения на теле и одежде также смещаются, но в сторону от вертикальной оси.

На одежде повреждения, нанесенные ударами бампера и передней об­лицовки, такие же, как и в случаях центральных прямых столкновений. Удар фарой или подфарником образует «штампованные» повреждения, отображающие полностью либо частично конфигурацию и размеры на­званных деталей. Четкость отображения деталей транспорта обусловлена направлением и углом удара, скоростью движения автомобиля и функцио­нальным положением человека в момент травмы, а также формой поверх­ности и размерами травмирующей детали в месте контакта.

Форма и размеры повреждений на одежде обусловлены скоростью дви­жения, направлением и углом удара. Удар деталями автомобиля, следую­щего с малой скоростью, вызывает заглаживание ворса или уплощение опорной поверхности материала одежды. Большая скорость движения со­провождается ударом значительной силы, вследствие чего иногда разру­шается фара или подфарник и возникают повреждения типа резаных и колото-резаных. Удар концевой частью бампера вызывает образование лентовидных повреждений на одежде. Такой удар оставляет дуговидные следы скольжения на подошвах обуви. Удар неконцевой части бампера на обуви оставляет такие же повреждения, как и при центральном прямом столкновении. Перекатывание колес через пострадавшего вызывает типич­ные повреждения для действия колес автомобиля

Удар под углом около 180° неконцевой частью бампера оставляет ссади­ны или кровоподтеки, имеющие вид полосы с четкими краями и нечеткими концами Конструктивные особенности и размеры бампера лучше отобра­жаются при ударе бампером с плоской поверхностью и хуже — с выпуклой В случае удара выпуклой поверхностью бампера края и концы поврежде­ний «смазаны». Удар концом бампера оставляет полосчатые ссадины и кровоподтеки, конфигурацией напоминающие букву «П» с четким кон­цом, обращенным к наружной поверхности тела при ударе сзади и внутрен­ней — спереди. От удара под острым углом, что наблюдается во время ходьбы или бега, отпечаток от удара бампером передает только один дей­ствующий край. За счет сферичности бампера, фары, подфарника и масси­ва мягких тканей травмирующие детали втягивают за собой повреждаемые ткани, причиняя меньшие по размерам повреждения. Иногда разрушающаяся ударом о человека фара наносит повреждения типа резаных и колото-резаных.

По расположению и форме отпечатков деталей автомобиля можно су­дить о позе и действиях человека Если человек стоял, отпечатки четкие и локализуются на обеих ногах Во время бега или ходьбы они «смазаны» за счет наклона тела и располагаются на одной ноге Отпечаток фары или подфарника, состоящий из 2-х полудуг, одна из которых глубже другой, свидетельствует о наклоне туловища в момент удара.

Точки соударения с автомобилем при ударе сзади находятся в области спины и затылочной области головы. В случаях столкновений вблизи фары автомобилей старых моделей (ГАЗ-51) они смещаются вверх и на голове локализуются в теменной области, что объясняется небольшой высотой и обтекаемостью крыла Остальные повреждения на теле будут такими же, как и при центральных прямых ударах, от которых они отличаются одно­сторонностью расположения. Удар концевой частью бампера сопровожда­ется образованием карманообразных расслоений тканей в местах контакта деталей автомобиля Повреждения в таком подварианте травмы менее глу­боки. Изредка встречаются винтообразные переломы и ссадины на стороне и поверхности, противоположной удару. В случаях перекатывания колес наблюдаются повреждения, типичные для продольного перекатывания транспорта

Центральное косое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Место при­ложения силы локализуется вблизи сагиттальной оси автомобиля. Води­тель тормозит и манипулирует рулем, поворачивая его в сторону, чтобы избежать столкновения с человеком, обращенным к автомобилю передне-боковой или заднебоковой поверхностью тела под острым углом.

Механизм травмы аналогичен таковому в случаях центрального прямо­го столкновения, но к нему добавляется, как правило, еще одна фаза — фа­за перекатывания (рис 200). Взаиморасположение транспортных средств, следов на дороге и пострадавшего будет отличаться от названного выше варианта следующим.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (нецентральный косой удар)

На дороге наблюдается след торможения, расположенный, как правило, под углом к осевой. О месте удара, в зависимости от скорости движения, свидетельствуют грязь, осыпавшаяся с автомобиля, краска или только грязь. При малой скорости движения их может не быть. Автомобиль стоит наискось к направлению своего движения и передней поверхностью обра­щен в направлении движения. Иногда он может находиться на встречной полосе или обочине. Вблизи сагиттальной оси автомобиля изредка бывает след вдавлення с растрескиванием и осыпью краски или только счес пылегрязевых наложений. Человек находится на уровне передней поверхности, а большой — на некотором удалении от нее, и очень большой — за автомо­билем. Изредка наблюдаются перекатывания колес автомобиля в косом направлении через пострадавшего. Повреждений одежды удар обычно не оставляет, что объясняется местом приложения силы. Иногда может быть наложение пылегрязевого покрытия и потертость опорной поверхности материала одежды. Отбрасывание, падение, удар и скольжение по дороге вызывают повреждения в результате удара и трения на стороне, противопо­ложной удару. В случаях перекатывания колес образуются повреждения, характерные для действия колес.

На подошвах обуви встречаются направленные косо следы скольжения (рис. 201), возникающие в момент пер­вичного удара, а на верхе — вызванные продвижением по дороге после отбра­сывания.

Повреждения на теле такие же, как и в случаях центрального прямого столкновения, но локализуются они на переднебоковой или заднебоковой поверхности тела. Особенностью этого подварианта травмы является наличие переломов остистых отростков позвон­ков вследствие изгиба, вертикального кровоподтека на задней поверхности легкого, причиненного ударом о позво­ночник на стороне удара, косогоризонтальных и округлых кровоподтеков на противоположной удару стороне и по­верхности легких.

Косые следы скольжения на подметке

Нецентральное косое столкновение передней поверхности грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Место при­ложения силы располагается между сагиттальной осью и концом бампера. В таком подварианте травмы водитель обычно не тормозит, но успевает манипулировать рулем, стараясь избежать столкновения. Удар приходится по переднебоковой или заднебоковой поверхности тела, обращенной к автомобилю под острым углом. Механизм травмы будет таким же, как и при центральном прямом столкновении.

След торможения на дороге остается крайне редко. Удар фарой может вызвать осыпь стекол фар и подфарника, грязи и краски. Если удар нанесен вне расположения фары и подфарника, то на дороге бывает осыпь только грязи и краски. Автомобиль стоит наискось к проезжей части дороги и передней поверхностью обращен по направлению первоначального дви­жения. Человек лежит наискось по отношению к осевой, головой по на­правлению движения транспорта. Иногда встречается перекатывание колес автомобиля в косом направлении через тело пострадавшего

Повреждения автомобилю причиняет скользящий удар. Удар под очень острым углом повреждений может не оставить, а проявится нарушением пылегрязевого покрытия.

Повреждения на одежде и обуви такие же, как и в случаях нецентраль­ных косых столкновений от воздействия дорожного покрытия. Удар кон­цевой частью бампера на поясной одежде иногда влечет повреждения, вызванные зацепом, а на обуви косонаправленные или дуговиднонаправленные следы скольжения. В зависимости от места приложения силы на теле могут быть нечетко отображенные контактные повреждения, нанесен­ные ударом деталями транспорта, которым соответствуют карманообразные расслоения мягких тканей. Изредка встречаются переломы бедер и ребер вследствие вращения.

Центральное прямое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.

Место первичного удара располагается вблизи сагиттальной оси транспорта. Первичный удар бампером причиняется ниже центра тяжести тела человека в промежутке между нижней третью голени и бедра, зависящим от марки и модели автомобиля, степени загруз­ки, резкости торможения.

Механизм травмы может слагаться из двух или четырех фаз, обуслов­ленных скоростью движения автомобиля и ростом пострадавшего. В ре­зультате первичного удара по голеням человек падает, ударяется о капот или лобовое стекло, иногда скользит по капоту или перелетает через кры­шу, или разбивает лобовое стекло и фиксируется в нем. Если фиксация не наступает, то человек при большой скорости движения автомобиля скатывается в сторону, а при столкновении с медленно останавливающим­ся автомобилем, водитель которого не манипулирует рулевым колесом, сползает с капота и падает у переднего бампера головой по направлению движения транспорта (рис. 202).

Манипуляции рулевым колесом вызывают скатывание человека с капо­та и падание в сторону (рис. 203). Следы на дороге такие же, как и в случаях центрального прямого столкновения с транспортом с вагонной компонов­кой кузова. Автомобиль стоит на своей полосе движения, параллельно осевой, передней поверхностью по направлению своего движения. Пере­дний бампер, как правило, вогнут. Иногда имеется вогнутость на ребре капота, один или два очага вогнутости — на верхней поверхности капота. От них, в направлении лобового стекла, отходят следы скольжения, оканчивающиеся у разрушенного лобового стекла. На передней или боковой по­верхности автомобиля могут быть следы трения, вызванные соответствен­но сползанием или скатыванием с автомобиля. Изредка встречаются отры­вы молдингов.

При столкновении на очень большой скорости пострадавший лежит за автомобилем, при большой — параллельно следу движения головой в сторону, противоположную направлению движения. В случаях медлен­ной остановки он находится перед автомобилем головой по направлению движения транспорта. Повреждений на одежде, нанесенных ударом бампе­ра, как правило, не возникает. Падение и удар о капот вызывают разрывы одежды вследствие перерастяжения, а продвижение по капоту — потерто­сти опорной поверхности материала и протертости его насквозь с наложе­ниями краски в их окружности. Иногда наложений краски может не быть, но в зоне повреждений наблюдаются ее внедрения, всегда выявляемые методом непосредственной стереомикроскопии. Повреждения, причинен­ные зацепом, указывают на зацепление о молдинги во время сползания или скатывания с автомобиля. Осколки разрушенных стекол наносят поврежде­ния типа резаных и колото-резаных на плечевой одежде. Иногда в случаях столкновений легкового автомобиля с человеком удар бампером по нефик­сированным ногам во время бега или ходьбы образует так называемые ложные бампер-переломы. Они характеризуются расположением треуголь­ного осколка не на стороне удара бампером, а на противоположной ему стороне. Перелом локализуется на значительном удалении от места удара. Мягкие ткани в зоне перелома незначительно пропитаны кровью, в то время как в точке соударения бампера они массивно кровоподтечны.

Механизм возникновения названных переломов слагается из удара по голени вблизи стопы по задней поверхности поднятой ноги, движения по дуге сзади наперед, переразгибания бедра и образования треугольного осколка на стороне, противоположной удару. От удара спереди такие пере­ломы не возникают, так как объем движений в коленном суставе больший на сгибание, чем на разгибание, в связи с чем гасится сила удара и перелом не образуется.

Повреждения на подошвах обуви такие же, как и при центральных прямых столкновениях с грузовым автомобилем. Контактные поврежде­ния, нанесенные ударом бампера, аналогичны по форме таковым, причи­ненным ударом бампера грузового автомобиля, но их размеры меньше. Удар о ребро капота вызывает горизонтальный полосчатый кровоподтек, а о плоскость капота — обширные кровоподтеки на ягодицах, спине и го­лове, кровоподтечность мягких тканей перечисленных областей. Продви­жение по капоту сопровождается образованием ссадин, а удар о лобовое стекло — ушибленных ран, ран типа резаных и колото-резаных. Падение и удар о детали автомобиля вызывают переломы таза, ребер, иногда черепа, травму головного мозга и внутренних органов, сотрясение тела.

Падение на дорогу вызывает повреждения от удара и трения.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с легковым медленно останавливающимся автомобилем (центральный прямой удар)

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с легковым автомобилем, движущимся с большой скоростью (центральный прямой удар)

Нецентральное прямое столкновение передней поверхности легко­вого автомобиля с человеком.

Место первичного удара локализуется в промежутке между сагиттальной осью и концом переднего бампера. Первичный удар наносится ниже центра тяжести тела в промежутке между нижней третью голени и бедра. Механизм травмы состоит из: удара перед­ним бампером, падения на автомобиль, продвижения по капоту, скатыва­ния, падения и удара о дорогу.

Следы на дороге во многом похожи на таковые в случаях нецентрально­го прямого столкновения грузового автотранспорта с человеком. Автомобиль стоит на своей полосе движения, параллельно осевой, передней по­верхностью по направлению своего движения.

Передний бампер, ребро капота и капот автомобиля вогнуты, иногда разбиты фара и подфарник, лобовое стекло у передней стойки На капоте имеются продольные следы трения, изредка обрывается молдинг.

Человек обычно лежит вблизи следа колес автомобиля, головой в сторо­ну, противоположную направлению движения.

Повреждения на одежде, обуви и теле такие же, как и в предыдущем подварианте травмы, но к ним присоединяются повреждения от удара фарой и подфарником, с аналогичными случаями столкновений с грузовым автотранспортом морфологическими особенностями, отличающимися ло­кализацией и уровнем расположения.

Центральное косое столкновение передней поверхности легкового автомобиля с человеком.

Место удара располагается вблизи сагиттальной оси автомобиля.

Механизм травмы слагается из удара бампером, падения и удара о капот, продвижения по капоту (эта фаза непостоянная) или удара лиц высокого роста головой о лобовое стекло, скатывания с автомобиля, паде­ния и удара о дорогу. Следы и расположение автомобиля на месте происше­ствия будут такими же, как и при столкновениях с грузовым автотранс­портом. Человек лежит на дороге головой в сторону, противоположную направлению движения транспорта, в стороне, противоположной радиусу поворота автомобиля.

Передний бампер автомобиля, как правило, вдавлен. На капоте — один или два следа вдавлення, следы трения. Иногда может быть разбито лобо­вое стекло у передней стойки. В случаях столкновений на очень большой скорости потерпевший может перелететь через капот, не проконтактировав с ним.

Повреждения на одежде наносятся ударом и трением о капот, иногда контактом с боковой поверхностью крыла и молдингами, а также с доро­гой. В случаях продвижения по капоту между волокнами нитей внедряются частицы краски. Разрушение лобового стекла на одежде вызывает повреж­дения типа резаных и колото-резаных. Следы трения на подошвах обуви образует взаимодействие с дорогой в момент удара автомобилем, а на верхе обуви — продвижение по дороге после падения на нее.

Повреждения на теле располагаются на поверхностях, проконтактировавших с деталями автомобиля. Ссадины, причиненные продвижением по автомобилю, направлены косо по отношению к вертикальной оси тела Повреждения, вызванные ударом об автомобиль, более глубоки, обширны, чаще располагаются с одной стороны тела.

Нецентральное косое столкновение передней поверхности легково­го автомобиля с человеком.

Место первичного удара локализуется в про­межутке между сагиттальной осью и концом переднего бампера Первич­ный удар наносится бампером по передненаружной или задненаружной поверхности голеней.

Механизм травмы аналогичен таковому в случаях нецентральных пря­мых столкновений.

Следы на дороге и место нахождения транспорта такие же, как и в случаях нецентральных косых столкновений грузового автомобиля с чело­веком. В зависимости от места первичного удара могут быть повреждены бампер, капот, фара, подфарник. При ударе концом бампера повреждений на автомобиле, как правило, не бывает, что объясняется местом удара

Характер и локализация повреждений, образующихся после продвиже­ния по автомобилю, падения, удара и взаимодействия с дорогой, определя­ются позой человека.

Пострадавший лежит в стороне, противоположной радиусу поворота автомобиля, головой в сторону, противоположную направлению движения транспорта, наискось к осевой или краю дороги.

Повреждения на обуви в момент контакта с дорогой на одежде и теле, обусловленные взаимодействием с капотом, имеют косое направление. Ти­пичные повреждения ударом фары и подфарника частично отображают их конфигурацию и размеры. Характерным для рассмотренного подварианта травмы является смещение повреждений к боковой (наружной) поверхно­сти тела, их относительно небольшая глубина, наличие карманообразных расслоений мягких тканей.

Тангенциальное столкновение столкновение боковой поверхно­сти автомобиля с человеком.

Это столкновение может быть с передней, средней и задней частями боковой поверхности. А.А. Солохин (1980) ус­ловно к передней части относит переднее крыло, к средней — кабину или салон легкового автомобиля, к задней — кузов или заднее крыло. У автомо­билей с вагонной компоновкой кузова выделяют переднюю часть, оканчи­вающуюся кабиной, и заднюю — кузов, у троллейбусов и автобусов перед­няя часть ограничена передними дверями, средняя — промежутком между ними, а задняя — промежутком между задней дверью и задней поверх­ностью кузова. Такое деление обусловлено конструктивными особенностя­ми деталей транспорта, причиняющих повреждения человеку и позво­ляющих судить об их индивидуальных особенностях.

Все боковые столкновения сопровождаются вращательным движением человека вокруг вертикальной оси Вторичный удар деталями транспорта в зависимости от конструкции автомобиля и подварианта травмы человек получает или выше, или ниже центра тяжести тела, что в ряде наблюдений позволяет по характеру, локализации, уровню и механизму травмы диагно­стировать подвариант, а также решать вопрос о виде транспорта, участвую­щего в происшествии. Во всех подвариантах травмы следы торможения обычно отсутствуют и пострадавший находится за транспортом. На боко­вой поверхности транспорта практически всегда имеются горизонтальные счесы пылегрязевого покрытия и краски, на одежде — потертости и протертости, наложения краски транспорта, на обуви — дуговидные следы скольжения. В случаях столкновений под очень острым углом видимые повреждения и наложения на одежде могут отсутствовать.

Переднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Первичный удар наносится деталями автомобиля, расположенными выше центра тяжести тела человека. На до­роге иногда могут быть осыпь грязи и осколки фонарей — указателей поворотов. Механизм травмы слагается из удара деталями транспорта, трения о них, падения и удара о дорогу (рис. 204).

На транспорте изредка имеет место разрушение фонарей-указателей поворотов и практически всегда — полосчатые следы трения. Человек лежит наискось к обочине, головой по направлению движения транспорта.

Разрушение фонаря-указателя поворота на одежде оставляет поврежде­ния, вызванные зацепом. Для обнаружения невидимых повреждений на одежде приизводят осмотр одежды в косопадающем свете с обязательным проведением всего комплекса медико-криминалистических исследований с целью установления мест контакта с деталями транспорта (заглаживания ворса, мест уплощений и потертости опорной поверхности материала одежды, внедрения частиц краски)

На теле выявляются поперечно расположенные ссадины, оставленные деталями транспорта, карманообразные расслоения мягких тканей, иногда — винтообразные переломы ребер и длинных трубчатых костей нижних конечностей. Причиной смерти является, как правило, травма головы, выз­ванная ударом о дорогу.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (тангенциальное столкновение с переднебоковой поверхностью)

Среднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Первичный удар деталями автомобиля наносится ниже, а вторичный — выше центра тяжести тела человека. От первичного удара, обычно подножкой по наружной поверхности бедер, человек, получив вращательное движение, перемещается назад и ударяется. О передний борт кузова, который отбрасывает тело вперед на дорогу.

Механизм травмы состоит из тангенциального удара, трения, скольжения, Вращения вокруг вертикальной оси, удара передним бортом кузова автомо­биля, отбрасывания, падения, удара и продвижения по дороге (рис. 205).

При таком механизме травмы следов на дороге, указывающих на удар деталями транспорта, не бывает. Удар передней поверхностью борта кузова может оставить нарушение пылегрязевых наложений. Пострадавший Лежит головой по направлению дви­жения транспорта, несколько наискось к обочине.

Удар передним бортом кузова вы­бывает повреждения плечевой одежды. Иногда встречается пылегрязевой отпечаток борта кузова. На подошвах Обуви изредка сочетаются дуговидные следы скольжения с продольными или жрсыми, свидетельствующие об отбра­сывании тела после удара транспортом (рис. 206). Кроме повреждений, опи­санных в предыдущем подварианте травмы, удар бортом кузова наносит повреждения мягким тканям спины, лопаткам, остистым отросткам по­звонков, головы. После этого человек падает, и повреждения образуются вследствие удара и продвижения по дороге.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (тангенциальное столкновение со среднебоковой поверхностью)

Дуговидные продольные и косые следы скольжения на подошве

Заднебоковое столкновение грузового автомобиля с классической компоновкой кузова с человеком.

Первичный удар деталями транспорта наносится выше центра тяжести тела человека.

Механизм травмы такой же, как и в случаях переднебоковых столк­новений человека с транспортом с классической компоновкой кузова (рис. 207).

На дороге иногда может быть осыпь грязи. Кроме типичных следов для названного варианта травмы, на боковой поверхности встречаются лоску­ты одежды от зацепа о выступающие детали крепления кузова. Положение человека на дороге обусловлено местом и углом первичного удара, а также скоростью транспорта, вызывающего вращение тела вокруг вертикальной оси. Пострадавшие всегда лежат или под углом к краю дороги головой, или по направлению движения транспорта, или перпендикулярно ему, или в сторону, противоположную направлению движения.

Одежда изредка повреждается зацепом о выступающие детали борта кузова. Повреждения на обуви и теле аналогичны таковым при переднебоковых столкновениях. Расположение повреждений вследствие взаимо­действия с деталями транспорта различно для каждой марки и модели, но всегда выше уровня таза.

Механогенез травмы и локализация повреждений на теле человека, погибшего при столкновении с грузовым автомобилем с классической компоновкой кузова (тангенциальное столкновение с заднебоковой поверхностью)

Переднебоковое столкновение легкового автомобиля с человеком.

Первичный удар деталями автомобиля причиняется ниже центра тяжести тела человека.

Механизм этого подварианта травмы состоит из тангенциального удара деталями, расположенными ниже центра тяжести тела человека, трения о боковую поверхность автомобиля, удара деталями, находящимися выше центра тяжести тела человека, вращения вокруг вертикальной оси, отбра­сывания, падения, удара и продвижения по дороге.

На дороге в месте первичного удара встречаются осыпь грязи и осколки стекол фонарей — указателей поворота, а вторичного — осколки лобового стекла. Удар телом человека разрушает фонарь — указатель поворота, и лобовое стекло у передней стойки. Трение человека по боковой поверх­ности крыла вызывает нарушения пылегрязевого покрытия и счесы краски.

Человек лежит наискось к обочине, головой по направлению движения автомобиля.

Взаимодействие с фонарем — указателем поворота образует лентовид­ные разрывы от зацепа на поясной одежде, трение — потертости опорной воверхности материала, протертость его насквозь, наложения краски. Удар о лобовое стекло проявляется перерастяжением материала плечевой одеж­ды и иногда повреждениями типа резаных и колото-резаных. Удар о дорогу причиняет повреждения от удара и не сопровождающиеся сотрясением, а продвижение по ней — потертости и протертости. На подошвах обуви дуговидные следы скольжения могут сочетаться с прямолинейными. На верхе обуви обычно бывают прямолинейные следы скольжения.

Повреждения на теле, причиненные ударом деталей автомобиля, лока­лизуются на нескольких уровнях и поверхностях, а взаимодействием с дорогой — на одной.

Средневековое столкновение легкового автомобиля с человеком.

Первичный удар деталями автомобиля наносится или выше, или на уровне центра тяжести тела человека.

Механизм названного подварианта травмы слагается из удара, трения, падения и удара о дорогу.

Следов торможения, осыпи грязи, стекол и краски на дороге обычно ке встречается. Боковая поверхность автомобиля на разных уровнях имеет Следы трения, образующиеся взаимодействием с телом человека. Человек лежит наискось головой или по направлению, или перпендикулярно или в сторону, противоположную направлению движения транспорта, что объясняется углом контакта с автомобилем. На одежде в местах контакта с деталями транспорта имеются потертости и протертости, наложения крас­ки, а на подошвенных поверхностях обуви — дуговидные следы трения.

На кожных покровах имеются горизонтальные полосчатые следы тре­ния, оставленные деталями автомобиля. Мягкие ткани карманообразно расслоены. Причиной смерти является черепно-мозговая травма.

Заднебоковое столкновение легкового автомобиля с человеком.

Первичный удар деталями транспорта причиняется ниже центра тяжести тела человека.

Механизм этого подварианта травмы аналогичен предыдущему.

На дороге иногда встречаются осколки пластмассовых деталей бампера, разрушенного телом человека. Боковая поверхность автомобиля в местах контактов с человеком потерта, а задний бампер может быть оторван, пластмассовые детали разрушены.

Человек всегда лежит головой в сторону, противоположную направле­нию движения транспорта. Детали автомобиля наносят повреждения не только от трения, но и от зацепа выступающим концом бампера поясной одежды.

Контакт с деталями автомобиля причиняет полосчатые горизонтальные ссадины на нижних конечностях. Взаимодействие концевой части бампера сопровождается возникновением полосчатых горизонтальных ссадин, со­ответствующих его ширине. При падении и ударе о дорогу образуется травма головы, являющаяся причиной смерти

Заднее столкновение автомобиля с человеком.

В практике встречает­ся очень редко и наблюдается во время сельскохозяйственных работ. Оно имеет те же подварианты, что и фронтальное столкновение грузового и легкового автомобиля с человеком. Эти столкновения наблюдаются в случаях движения автомобиля с малой скоростью, в связи с чем следов торможения на дороге, как правило, не бывает.

Столкновение грузового автотранспорта с человеком характеризуется расположением места удара выше центра тяжести человека.

Механизм травмы обусловлен положением человека. Если человек об­ращен к транспорту передней поверхностью, то он падает и ударяется о дорогу задней поверхностью, не продвигаясь по ней, что объясняется меньшей площадью опоры в области пяток, а следовательно, и худшей устойчивостью. Механизм травмы при ударе в область спины состоит из удара, падения, удара и продвижения по дороге.

О центральных прямых столкновениях свидетельствуют только следы протектора колес на дороге. При нецентральных прямых столкновениях на дороге могут быть осколки стекла стоп-сигнала. Такое столкновение обыч­но сопровождается перекатыванием колес автомобиля.

На заднем борту автомобиля иногда встречаются наложения волос, эпидермиса и крови. Удар в месте расположения стоп-сигнала разрушает его стекла.

Пострадавший всегда лежит головой по направлению движения транс­порта.

Повреждения на одежде образуются перерастяжением. В случаях удара сзади они возникают от удара и продвижения по дороге Удар спереди повреждений на обуви обычно не вызывает, а сзади — причиняет следы трения на подошвенных поверхностях. Перекатывание колес на одежде, кроме повреждений от перерастяжения, оставляет отпечатки протектора.

Удар автомобилем травмирует голову и верхнюю треть туловища, где повреждения ограничены и глубоки. От взаимодействия с дорогой страда­ет поверхность тела, противоположная месту удара Повреждения на ней поверхностны и обширны. Если удар нанесен выступающими головками болтов крепления борта кузова, то возможны «штампованные» поврежде­ния отображающие форму и размеры названной детали.

В случаях столкновений с транспортом с вагонной компоновкой кузова первичный удар деталями транспорта причиняется ниже центра тяжести тела человека. Такой удар обусловливает своеобразие механизма, который слагается из удара деталями транспорта, падения и удара об автомобиль, отбрасывания, падения и удара о дорогу. При ударе по задней поверхности тела на передней наблюдаются следы удара и продвижения по дороге.

Расположение пострадавших и следов на дороге такое же, как и в случаях столкновения с грузовым транспортом с классической компонов­кой кузова. Характер повреждений на теле, одежде и обуви аналогичен предыдущему подварианту травмы, однако уровень расположения их ниже, а площадь больше, чем в случаях столкновений с грузовым автотранспо­ртом. Повреждения от взаимодействия с дорогой такие же, как и в описан­ном выше подварианте травмы.

Столкновения с легковым автотранспортом определяются по локали­зации первичного удара, нанесенного ниже центра тяжести тела человека. От этого удара человек падает на автомобиль и остается на нем. На дороге иногда встречается осыпь краски автомобиля. На автомобиле в таком случае имеется вдавление с растрескиванием краски. Повреждений на одежде Обычно не выявляется. На подошвах обуви могут быть следы скольжения. Повреждения на теле локализуются в области нижних конечностей, туло­вища и головы.

 
Судебно-медицинская танатология
Судебно-медицинские экспертизы